Боевики различных антиправительственных группировок в Сирии в среду покинули районы города Хомс, которые оставались под их контролем. Об этом сообщает телеканал «Би-би-си» со ссылкой на правозащитную организацию «Наблюдательный совет по правам человека в Сирии» (Syrian Observatory for Human Rights). По данным правозащитников, члены антиправительственных формирований в среду оставили район Аль-Вайед в Хомсе. Это третий по величине город в Сирии и один из центров начала выступлений против Башара Асада. Этот населенный пункт назвали «колыбелью сирийской революции». Бойцы группировок оппозиции отходят из Хомса в Идлиб. Отход боевиков осуществляется по соглашению с правительством Асада, его войска в скором времени займут районы, откуда ушли их противники.
Тем временем при поддержке Воздушно-космических сил (ВКС) РФ сирийская армия продолжает наступление на нескольких фронтах. Как сообщает новостное агентство SANA, в настоящий момент военные пытаются занять позиции под Алеппо, в провинции Латакия и в районе провинции Хомс.
Так, по данным местных СМИ, подразделения вооруженных сил Сирии отбили село Аль-Байарат к западу от Пальмиры в провинции Хомс. Сам древний город Пальмира, в котором до недавнего времени существовали памятники эпохи античности, пока остается в руках «Исламского государства» (организация, запрещенная в ряде стран, в том числе и в России). В настоящее время сирийская армия пытается выбить боевиков с ключевых высот в районе Пальмиры, для чего широко использует артиллерию.
Однако боевики имеют значительное количество резервов, что позволяет им быстро восполнять личный состав тех подразделений, которые понесли значительные потери.
Кроме того, как сообщает SANA, войска Асада совместно с ополченцами взяли несколько населенных пунктов в 49 км от города Латакия. Вооруженные силы Сирийской Арабской Республики (САР) широко используют авиацию, а также проводят засады и операции с участием спецназа для устранения лидеров противоборствующих группировок. Иногда эта тактика приносит свои плоды.
Сами сирийские военные заявили также, что ВКС РФ серьезно помогли им в борьбе с исламистами. Удары российской авиации с воздуха, по словам официального представителя сирийского оборонного ведомства генерала Али Майхуба, позволили уничтожить большое число боевиков и бронетехники, командные пункты и склады боеприпасов. В результате армия Арабской Республики смогла взять под контроль ряд населенных пунктов, которые еще недавно удерживали террористы.
Как сообщил «Газете.Ru» военно-дипломатический источник, в ближайшее время армия САР может попытаться отвоевать один из ключевых регионов, подконтрольных боевикам, — «столицу» ИГ Ракку.
Что осталось от армии Сирии?
Несмотря на сообщения об успехах, регулярно появляющиеся в государственных сирийских СМИ, стратегического перелома в войне армия Асада добиться не может. С начала общего наступления правительственных вооруженных сил прошло два месяца, однако единственной по-настоящему крупной их победой за все это время стало снятие блокады с авиабазы Кувейрис в районе Алеппо, которая была окружена боевиками различных антиасадовских сил с 2011 года. При этом противники сирийских военных активно обороняются, а иногда и переходят в контрнаступление или же наносят удары по правительственным войскам на других направлениях, вынуждая армию снимать с направления того или иного наступления немногочисленные резервы для отражения атак неприятеля на другом участке фронта.
До начала войны сирийская армия представляла собой достаточно мощную по региональным меркам силу. Она насчитывала порядка 325 тыс. человек личного состава, имела на вооружении бронетехнику, ударную авиацию, военные корабли и баллистические ракеты — в основном советского и российского производства. На вооружении армии самолеты Миг-21 и МиГ-23, вертолеты Ми-8 и Ми-24, советские танки Т-72 и Т-62, БМП-1 и БМП-2. Также сирийские военные располагали до войны несколькими сотнями тактических баллистических ракет советского, северокорейского и иранского производства.
Сирийская армия участвовала в ряде конфликтов с Израилем, принимала участие в гражданской войне в соседних Ливане и Иордании, а также успешно подавила восстание исламистов в регионе Хама в 1982 году.
С началом гражданской войны в 2011 году сирийская армия столкнулась с массовым дезертирством личного состава. Так, около 10 тыс. сбежавших солдат и офицеров позднее сформировали «Свободную сирийскую армию» — одну из группировок, которая действует сейчас против Асада. Возглавил ее Рийяд Асад, полковник сирийских ВВС. По данным открытых источников, уже к августу 2012 года из армии Сирийской Арабской Республики сбежали около 60 тыс. человек, из них порядка 1,2 тыс. человек были офицерами старшего командного состава.
В правительственной армии Сирии осталось около 110 тыс. человек. За время ведения боевых действий армия потеряла не менее 250 тыс. убитыми, которые были восполнены за счет мобилизации.
Другим шагом, направленным на повышение боеспособности сирийских вооруженных сил, стало создание различных формирований ополчения.
Первыми из них стали так называемые отряды «Шабихи». Как сообщил в одном из интервью начальник службы политической подготовки вооруженных сил Сирии генерал-лейтенант Усама Хадур, в начальный период боевых действий, по меньшей мере — до конца ноября 2011 года, к предложению о создании отрядов ополчения сирийские военные относились с осторожностью, опасаясь дополнительной эскалации насилия, однако уже в январе 2012 года такие отряды были созданы (хотя и не на всей территории Сирии). «Шабиха» состояла преимущественно из алавитов, ее бойцы участвовали в осаде Хомса (окончательно взят правительственными войсками в 2014 году). Однако, по сведениям различных международных организаций, в том числе ООН, бойцы «Шабихи» причастны к ряду военных преступлений.
От «Шабихи» к народной самообороне
В конце 2012 года сирийские власти пошли на создание широких сил национальной самообороны с привлечением в них представителей любой конфессии: алавитов, суннитов, христиан и друзов. В создании этих подразделений приняли участие и иранские военные советники.
Ополчение действует в роли пехоты. Оно ведет борьбу с боевиками непосредственно на земле и координирует свои действия с армией, которая обеспечивает им материально-техническую и артиллерийскую поддержку.
Издания Washington Post и Wall Street Journal считают, что создание ополчения прошло успешно, так как сыграло решающую роль в улучшении военного положения сирийской армии, в отличие от которой, кстати, ополчению разрешается брать вещи с полей сражения с последующей перепродажей.
Планируется, что всего силы национальной самообороны будут насчитывать до 100 тыс. человек, пока же их численность составляет порядка 80 тыс.
Победить нельзя проиграть
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», полагают, что на стратегический успех сирийской правительственной армии рассчитывать не приходится по целому ряду причин. «Локальные успехи у них еще могут быть — например, они способны деблокировать Дейр-эз-Зор (аэродром сирийских ВВС на востоке страны, находившийся в осаде с 2012 года. — «Газета.Ru»).
Однако вернуть ситуацию к довоенному состоянию войска правительства уже не смогут,
мобилизационный ресурс у государства на исходе, подходят к концу и другие ценные ресурсы: например, сирийское правительство существует уже давно за счет иранской нефти. В лучшем случае они смогут удержать еще те районы, которые смогли взять под контроль, — это провинция Латакия и собственно Дамаск. С Алеппо вопрос остается открытым», — считает эксперт по Ближнему Востоку, политолог Анатолий Несмиян.
Он полагает, что масштабное наступление вооруженных сил Сирии сразу на нескольких направлениях стало ошибкой. «В ходе этих наступательных действий они могут растратить немногие оставшиеся силы, тогда они потеряют даже то, что имеют.
И российская группировка не сможет помочь: она насчитывает только 50 самолетов, и лишь 30 из них предназначены для нанесения ударов по земле. А в войне против Асада участвуют более полумиллиона человек.
Тем более что у боевиков зачастую нет четко выделенных тылов и командных штабов и эффективность действий наших бомбардировщиков остается под вопросом. К тому же взаимодействие с сирийскими военными остается на весьма низком уровне по объективным причинам», — сказал Несмиян.
Он уверен, что несколько исправить нынешнее положение дел на фронте могла бы четкая политическая цель. «Она должна отличаться от заявленной цели — сохранения Сирии в довоенных границах. Но по ряду причин президент этой страны не может себе такого позволить, не может признать, что часть страны он уже не вернет. Поэтому сирийским военным приходится воевать, ставя перед собой чисто тактические задачи», — отметил он.
Военный эксперт Дмитрий Литовкин согласен с тем, что в одиночку сирийская армия победу в войне одержать не сможет. «Думаю, после того как в события включилась Россия, а также ряд европейских стран, сирийская армия даже в своем нынешнем состоянии еще способна одерживать тактические победы.
Но контролировать всю Сирию военные уже точно не смогут.
Выход в том, чтобы использовать курдов, которые воюют против ИГ, договариваться с умеренной оппозицией, которая воюет и против Асада, и против ИГ. После войны нужно сразу провести выборы, и тогда, возможно, Сирия и останется как единое государство в довоенных границах, ну или в границах, близких к ним», — сказал специалист.