Минобороны РФ по поручению президента о максимальной открытости процесса привлекло к нему Межгосударственный авиационный комитет (МАК), но не все иностранные эксперты решились принять участие в разборе «последнего полета» «Су».
«В соответствии с поручением президента РФ процедура вскрытия бортового самописца и дешифрация полетной информации будут проводиться максимально открыто как для российской, так и для международной общественности. Именно поэтому мы обратились к МАК, имеющему большой опыт в расследовании авиапроисшествий и обладающему современной технической базой, соответствующей всем международным стандартам», — сообщил на брифинге в пятницу заместитель главкома ВКС России Сергей Дронов, отметив, что Россия пригласила участвовать во вскрытии и расшифровке данных «черного ящика» экспертов из 14 стран.
«Однако, за исключением экспертов из Китайской Народной Республики (господина Лю Чань Вэя) и Великобритании (господина Джонатана Гилеспи), многие другие специалисты, ссылаясь на различные обстоятельства, от участия в расследовании отказались. Также в этой работе принимают участие президент и вице-президент Международного общества расследования авиационных происшествий — граждане США Дель Грандио и Рональд Флит», — добавил он.
От российской стороны в экспертизе принимает участие начальник службы безопасности полетов и летных испытаний Московского вертолетного завода, генерал-майор запаса, заслуженный военный летчик, участник боевых действий на Су-24 Олег Коляда.
Как подчеркнул замглавкома, Россия располагает всей необходимой доказательной базой, подтверждающей отсутствие фактов нарушения российским самолетом границы воздушного пространства Турции.
Напомним, что спустя три дня после атаки на российский бомбардировщик турецкого истребителя F-16 главком ВКС РФ Виктор Бондарев представил «всю фактическую картину этого беспрецедентного по своей вероломности события». Генерал привел российскую версию обстоятельств атаки на Су-24, заявив, что Турция устроила засаду, заранее спланировав провокацию. При этом, согласно данным объективного контроля аэродрома Хмеймим, где базируются в Сирии российские авиаторы, сигналов предупреждения от турок зафиксировано не было. По версии турецкой стороны, российский бомбардировщик нарушил воздушное пространство страны со стороны САР, о чем экипаж получил десять предупреждений, прежде чем по самолету открыли огонь на поражение.
«Опубликованные Минобороны РФ данные объективного контроля воздушной обстановки в указанном районе Сирии до настоящего времени никем, включая Турцию, не опровергнуты», — подчеркнул на брифинге в пятницу замглавкома Дронов.
Параметрический самописец был найден в районе крушения Су-24 российскими и сирийскими военными и доставлен в Россию. Внешняя обшивка «черного ящика» имела повреждения: был смят один из углов. Министр обороны РФ Сергей Шойгу 9 декабря представил самописец президенту. Владимир Путин поручил Шойгу вскрыть «черный ящик» лишь в присутствии международных экспертов.
До начала брифинга в пятницу никакие работы с «черным ящиком» не проводили.
Наличие повреждений корпуса, по словам представителей Минобороны, потребует использования для дешифровки специальной аппаратуры. На первом этапе больших результатов не обещали. Планировалось извлечь твердотельный носитель информации из устройства, начать работы по его монтажу на технологическом стенде, а также списать данные и сформировать файл полетной информации.
«Внешнее состояние накопителя сегодня позволяет предположить, что списание полетной информации будет проведено в соответствии с действующей документацией», — прокомментировал процедуру Дронов.
В прямом эфире специалисты провели манипуляции по разборке самописца. Извлекли крышку, под которой размещена плата, состоящая из 16 специальным способом пропаянных микросхем. Как пояснили представители ВКС, подобное устройство позволяет регистрировать около 20 часов полетной информации.
«Последний полет данного самолета составил около 40 минут», — констатировал комментатор.
После извлечения из ящика модуля памяти эксперты обнаружили легкие разрушения платы микросхем. Комиссия приняла решение разделить спаянные части платы и провести в лаборатории рентгеноконтроль для выявления возможных трещин на самих микросхемах.
«Рентгеноконтроль позволит однозначно установить те или иные существующие повреждения на каждой из 16 микросхем. В настоящее время даже визуально видно, что
на верхней плате из восьми микросхем три имеют разрушения, это свидетельствует о том, что полетная информация на них отсутствует», — прокомментировал ход разбора «черного ящика» представитель Воздушно-космических сил.
Трансляцию работы комиссии в прямом эфире вел телеканал «Россия 24». Благодаря микрофонам слышны были комментарии экспертов в лаборатории. «Да, слушай, они все покоцанные», — расстроенно делился впечатлением один из специалистов, пытаясь определить надписи на микросхемах, и зачем-то попросил у присутствующих клей.
«Конструктивно бортовой накопитель стоит в хвостовой части воздушного судна, в районе вертикального оперения — килей. Поэтому, по всей видимости, на хвостовую часть
кроме воздействия ударной нагрузки при столкновении воздушного судна с земной поверхностью оказала влияние ударная нагрузка от поражения ракетой», — пояснил представитель ВКС.
Для проведения дальнейшей лабораторной экспертизы микросхемы положили в сейф, опечатали его и расписались «для фиксации неприкосновенности». То, что «черный ящик» на земле не попал в очаг пожара и не претерпел температурной нагрузки, облегчит работу специалистов.
Источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, тем не менее отметил, что «черный ящик» не сможет напрямую ответить на вопрос, заходил или нет сбитый Су-24 в турецкое воздушное пространство. «Он не фиксирует этих данных, он поможет ответить на интересующий всех вопрос лишь косвенно», — сказал собеседник издания.
Комментируя информацию о повреждениях бортового самописца, авиационный эксперт, главный редактор журнала «Взлет» Андрей Фомин отметил, что на расшифровку устройства повлияют его тип и модель. А самое главное — понять, какие именно чипы платы повреждены.
«Повреждения осложняют расшифровку, но еще важное значение имеет, какой именно самописец там был. На ранние Су-24 ставили регистрирующие устройства МСРП (Модуль сопряжения с регистратором переговоров. — «Газета.Ru»), которые писали информацию на магнитную ленту. На более поздние модификации устанавливали так называемый тестер, который «писал» на носитель, который можно назвать аналогом флешки. Он более надежный, и информации туда помещается больше.
Кроме того, надо понимать, какие именно платы повреждены — плата памяти или какая-нибудь служебная», — сказал «Газете.Ru» эксперт.
По его словам, если устройство не имеет сильных повреждений, то сам процесс его расшифровки занимает недолгое время. «Уже в ближайшие часы можно получить определенные данные. Но много времени занимает сопоставление информации с «черного ящика» с записью переговоров экипажа с наземными службами, данных радиоэлектронного оборудования и так далее», — отметил Фомин.
Как отметил замглавком ВКС Сергей Дронов, 19 декабря планируется «выполнить анализ и обработку полетной информации».
После завершения работы получения результатов будет организовано информирование о результатах — в понедельник, 21 декабря.
Начальник службы безопасности полетов военной авиации РФ Сергей Байнетов по итогам пятничного брифинга констатировал, что на плате памяти имеются механические повреждения, и пообещал «своевременно информировать о ходе выполненных и выполняемых работ». По его словам, комиссия будет обсуждать ситуацию с привлечением международных наблюдателей.