Кого и как проверяют
Несмотря на то что футбол — командная игра, каждый из игроков перед антидопинговыми законами отвечает в одиночку: в конце концов, и запрещенные препараты он может принять втайне от врачей клуба или сборной, в которую он приглашается.
На футболиста распространяются все те же правила, что и на спортсменов в других — и личных, и командных — видах: он может подвергнуться проверке в любое время.
Это может быть контроль внутри клуба или сборной, когда тесты организуются штатными врачами: нельзя же представить себе, что многомиллионные контракты подписываются «с завязанными глазами» в этом отношении.
Национальные и международные антидопинговые структуры проводят проверки как плановые — после сыгранных матчей, жребием определяя «цель», так и внезапные — когда специалисты могут нагрянуть на тренировку команды или даже домой к футболисту. Ни в первом, ни во втором случае, конечно, игроку не известно о том, что его должны проверять. По крайней мене, так гласят правила, но живем-то мы в эпоху «утечек» и «сливов»…
Допинг-контроль для футболистов подразумевает взятие проб мочи, крови, а также проверку на употребление эритропоэтина (ЭПО) и гормонов роста.
Данные всех проверок фиксируются и вместе составляют «паспорт спортсмена», по которому можно отслеживать аномальные отклонения от годами установленной нормы для каждого конкретного человека.
Конечно, этот инструмент предоставляет косвенные доказательства использования спортсменом запрещенных препаратов, отклонение просто сигнализирует: «Тут что-то было!» Но изменения конкретных параметров указывают, какие именно проверки нужно проводить в данном случае, чтобы вывести подозреваемого в нечестной борьбе на чистую воду.
В конце концов, если в данный конкретный момент проверка по таким подозрениям не дала конкретного результата, еще не факт, что она не будет положительной в будущем: как и в других видах спорта, в футболе взятые пробы хранятся до десяти лет и могут быть повторно проверены с совершенствованием новых методов их изучения.
Масштаб работы в области антидопинга весьма внушительный.
Например, только УЕФА в сезоне-2015/16 провел около 5 тыс. проверок: 2242 в национальных сборных на Евро-2016 и 2542 — в прочих турнирах. За проведение этих процедур отвечают собственные офицеры УЕФА по допинг-контролю. В эту группу входят 55 врачей из 27 государств.
Кого и как уличали
История профессионального футбола знает несравнимо меньше допинг-скандалов, нежели многие другие, в основном индивидуальные виды спорта. Употребление запрещенных веществ никогда не являлось здесь проблемой серьезного масштаба, однако совсем без этого, конечно же, не обошлось. В основном игроки попадались на легких (и не очень) наркотиках.
Великий и ужасный Диего Марадона — не только один из двух-трех лучших исполнителей в истории игры, но и самый известный футболист, получивший дисквалификацию за нарушение антидопинговых правил. В 1991 году аргентинца на 15 месяцев отстранили от выступлений после обнаружения в анализах следов кокаина. Сам Диего Армандо оправдывал случившееся так: он, мол, принимал наркотик не как допинг, а в качестве успокоительного средства для снятия депрессии.
В 1994-м Марадону вновь дисквалифицировали: теперь из-за применения психоактивного ядовитого алкалоида эфедрина, который по психостимулирующему действию близок к амфетамину.
В 1997 году 37-летний заметно погрузневший форвард попытался вернуться в большой футбол, однако вновь провалил тест на кокаин, доказав, что ничему его жизнь так и не научила…
Естественно, клубы аргентинца той поры, равно как и национальная сборная, не понесли ввиду положительных допинг-проб своего игрока никаких санкций. ЧП рассматривалось в правовом поле исключительно как частный случай конкретного спортсмена.
Годы спустя историю Марадоны повторил Адриан Муту. Неплохой в общем-то нападающий с юности имел проблемы с дисциплиной, но в 2004 году ему представился невероятный шанс закрепиться в лондонском «Челси», который под руководством Жозе Моуринью предпринимал тогда первые шаги по установлению гегемонии в английском футболе.
Румын подарком судьбы не воспользовался. Испортив отношения с португальским специалистом, он подсел на кокаин и в сентябре сдал положительную допинг-пробу.
Месяц спустя Муту был уволен из «Челси» и подвергся беспрецедентному по тем временам наказанию со стороны Футбольной ассоциации Англии: семимесячной дисквалификации и штрафу в £20 тыс.
Кроме того, ФИФА обязала провинившегося выплатить клубу астрономические £9,6 млн: после подачи им апелляции и последовавшей судебной волокиты сумма компенсации в пользу «Челси» выросла до £14,3 млн. Разумеется, лондонская команда была признана в этом деле потерпевшей, а не соучастницей преступления.
Среди европейских звезд первой величины, попадавшихся на употреблении «классического» допинга, — голландцы Эдгар Давидс и Яп Стам. В начале 2000-х годов они, защищая цвета итальянских «Ювентуса» и «Лацио» соответственно, отбывали непродолжительные дисквалификации (в несколько месяцев) за применение анаболического стероида нандролона.
В России по части допинга вне конкуренции «бромантановый скандал», вспыхнувший в московском «Спартаке» в 2003 году.
Единственной известной жертвой процесса оказался тогдашний капитан красно-белых Егор Титов. Взятая после первого стыкового матча к Евро-2004 между сборными России и Уэльса в Москве проба дала положительный результат на бромантан.
По слухам, активно муссировавшимся в СМИ, применение указанного психостимулятора в столичном клубе было поставлено на поток. Провалом допинг-тестов на бромантан, в частности, объясняли внезапный отъезд из молодежной сборной страны группы игроков «Спартака».
Известно, что в Уэльсе раздавались робкие голоса добиться отмены результата игры (0:0) и присуждения России технического поражения со счетом 0:3. Однако до конкретных действий так и не дошло. В ответной встрече подопечные Георгия Ярцева без отстраненного Титова достигли выездной победы (1:0) и завоевали путевку в Португалию.
В 2006 году восьмимесячную дисквалификацию схлопотал Александр Тихоновецкий из «Луча-Энергии», попавшийся на курении марихуаны. Клуб из Владивостока и не подумал разрывать контракт со своим нападающим, а сам он на долгие годы превратился в героя футбольных шуток и различных мемов. Собственно, история с травкой принесла Тихоновецкому больше популярности, чем все его подвиги на поле вместе взятые. Сегодня Александр входит в тренерский штаб «Луча».
Наконец, самый свежий пример имел место лишь прошлой осенью. Ведущий хавбек московского ЦСКА и сборной Финляндии Роман Еременко получил неожиданно сверхжесткую дисквалификацию за кокаин — целых два года.
Доподлинно неизвестно, решил ли УЕФА таким способом превратить разбирательство в показательный процесс, или же просто Еременко пришелся не по нраву тамошним функционерам.
При этом ни к армейскому клубу, ни к национальной команде Финляндии УЕФА никаких претензий не предъявил.
«Очередной наезд на Россию»
В понедельник в СМИ появилась информация о том, что 23 российских футболиста, входившие в заявку национальной сборной страны на чемпионате мира – 2014 в Бразилии, попали в список независимого эксперта Всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричарда Макларена. Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) отправило в ФИФА по соответствующему запросу информацию о допинг-пробах «нескольких известных игроков».
Как уже рассказывала «Газета.Ru», комиссия WADA потребовала данные о тестах Александра Кокорина, Игоря Акинфеева, Юрия Жиркова, Дениса Глушакова и Игоря Денисова.
Также есть сведения, что в докладе Макларена фигурирует экс-капитан сборной России Роман Широков, уже завершивший карьеру. Впрочем, сам спортсмен, как и его агент Арсен Минасов, ранее категорически опроверг факт употребления допинга.
Широков пропустил ЧМ-2014 из-за травмы. Помимо вышеназванных футболистов в обойму команды Фабио Капелло на турнире входили вратари Юрий Лодыгин и Сергей Рыжиков, защитники Василий Березуцкий, Сергей Игнашевич (оба уже не выступают за сборную по личным соображениям), Георгий Щенников, Владимир Гранат, Алексей Козлов, Андрей Ещенко, Дмитрий Комбаров, Алексей Семенов, полузащитники Алан Дзагоев, Виктор Файзулин, Олег Шатов, Александр Самедов, нападающие Алексей Ионов, Максим Канунников, Александр Кержаков.
Кроме Широкова, все остальные продолжают трудовую деятельность в своих клубах Российской футбольной премьер-лиги и Футбольной национальной лиги.
На вопрос о возможном употреблением российскими футболистами допинга и возможном наказании в случае подтверждения этих фактов «Газета.Ru» попросила ответить знаменитого спортивного доктора Юрия Василькова, в разные годы трудившегося в московских «Спартаке», «Динамо» и сборной страны. По мнению медицинского работника, интерес ФИФА к игрокам не имеет под собой серьезной почвы.
«Совершенно очевидно, что здесь мы имеем дело с ситуацией, когда нет ни дыма, ни огня, — отметил, Васильков. — Проще говоря, это очередной наезд на Россию, ничем не подкрепленный и не обоснованный. Единственная задача таких вбросов — создать звон там, где не звенит. Я прекрасно знаю, насколько щепетильно и трепетно относятся к этой теме как врачи сборной России, так и ее игроки. Так было в мое время. Так, я уверен, остается и сейчас. И зная это, кто-то очень хочет надавить нам на болевые точки. Не имея ни малейших доказательств и не приводя никаких серьезных аргументов.
Поймите, в современном футболе все очень просто.
Если спортсмен действительно пойман на допинге, неизбежно наступает наказание. Свежайший пример тому — Роман Еременко. А то, с чем мы имеем дело сейчас, обыкновенный навет.
Работая в сборной, я отлично помню, сколь скрупулезно относился медицинский штаб к своим обязанностям. Убежден, что высочайший уровень стандартов в этом отношении сохранился и сейчас.
Полностью соглашусь. Простому обывателю вся эта истерия уже надоела как русская редька. Всем ведь очевидно, что за Россию взялись с лихвой. Обвинения не должны быть голословными. Когда нас постоянно хотят загнать в угол — такого просто не может быть. Мы всегда исправно выполняли все директивы ФИФА и УЕФА, а потому от нас нужно просто отстать. Конечно, единичные случаи употребления допинга в нашем футболе отрицать бессмысленно, но такие случаи происходят по всему миру. Футбол в этом плане вообще очень «чистый» вид спорта — на тысячу игроков бывает один-два случая».
По мнению президента Московской федерации футбола Сергея Анохина, проведению ЧМ-2018 в России по-прежнему ничто не угрожает. В разговоре с «Газетой.Ru» чиновник выразил уверенность в том, что Европа «устала от истерики» по поводу звучащих в адрес нашей страны обвинений в махинациях с допингом.
«Думаю, выражу общую позицию, если скажу, что этот Макларен всем уже надоел, — подчеркнул Анохин. — По-моему, все эти его инсинуации в адрес нашей страны уже никто не воспринимает всерьез. Не знаю, что он там в очередной раз понапридумывал в этом своем закрытом докладе, но воспринимать это серьезно — просто кощунство. У нас все хорошо. Тем более в футболе. Наши команды всех возрастов — от главной до юношеской — планомерно готовятся к выступлению на больших турнирах. А ребята 2000-го года рождения и вовсе скоро поедут играть на элитном уровне.
Очевидно, что адекватная европейская пресса сама давно уже устала от всей этой истерики и прекрасно все понимает. Продолжать мусолить эту тему — значит делать в очередной раз Макларену ненужный пиар.
Cогласен, за имиджем нашего футбола сейчас нужно следить особенно тщательно. Мы не можем не реагировать совсем, но в данном случае полемика неуместна. Сейчас всем нам хочется говорить не о придуманных скандалах, а о чисто футбольном аспекте подготовки к мундиалю. О наших успехах и неудачах. Давайте говорить только о футболе!»
Другие новости и материалы можно посмотреть на странице хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».