— После Нового года российским клубам предстоит собраться на предсезонные сборы. Как вы думаете, где для этого наилучшие условия с точки зрения материально-технической базы, наличия спарринг-партнеров и так далее?
— Безусловно, в Турции. Не знаю, получат ли клубы разрешение на поездку от МИДа, но лично мне кажется, что там достаточно безопасно. А в остальном и с точки зрения климата, и с точки зрения наличия спарринг-партнеров в Турции условия наилучшие.
Правда, в прошлом году все были вынуждены собраться на Кипре. Там тоже неплохо, но по цене все же несколько дороже, и спарринг-партнеров меньше. Поэтому традиционно большинство клубов летают в Турцию.
А вообще в Турции великолепные поля и в изобилии, что немаловажно, отличное питание, хорошая погода. Зачем что-то менять? От добра добра не ищут.
— Как вы считаете, убийство российского посла Андрея Карлова не может отпугнуть клубы от поездки в эту державу?
— Одно дело, если бы сначала застрелили посла, а затем перестреляли еще 20 человек нашего посольства, да еще кинули гранату. Тогда я бы согласился с теми, кто считает, что этот террористический акт стал причиной безалаберности турецких правоохранительных органов. А в данный момент речь идет о том, что совершено целенаправленное убийство нашего посла. Этот террорист имел четкое задание убить одного конкретного человека.
Я исхожу из того, что пока нет масштабных терактов со взрывом зданий и большим количеством погибших туристов.
— Правильно ли я вас понимаю, что клубам везти с собой охрану или нанимать частную охранную организацию для обеспечения безопасности во время сборов не надо?
— Да, если футболисты не будут совершать поездки в разные туристические города и проводить экскурсии, а будут сидеть в отеле и из него не будут высовываться, как они, собственно, всегда и делают. В туристических местах вроде Белека все организовано, они там в своем мире варятся, и безопасность там достаточно хорошая. Просто так случайным людям туда пробраться достаточно тяжело.
А если террористы захотят что-то сделать, они ж достанут и в Италии, и в Португалии. Сами знаете, и в центре Берлина происходят теракты. Поэтому мы с вами не будем доводить до абсурда и ожидать падения кирпича на свою голову с крыши дома.
— Президент московского «Локомотива» Илья Геркус заявил о том, что, если клубу придется переносить сборы, руководство команды будет рассматривать места в Средиземноморье. Что же делать командам, которые приняли решение о переносе сборов, и реально ли за короткий срок найти альтернативу?
— Если говорить о конкретном клубе, то «Локомотив», насколько я помню, особо никогда и не проводил свои сборы в Турции. Он тренировался в испанской Марбелье, в районе португальского Фару и в Италии.
Юрий Семин — это особый человек, который сначала едет в Италию подышать горным воздухом, поесть свежую рыбу, любит итальянский говорок.
Потом он едет в Марбелью, в очень красивое место — я там тоже бывал. Потом любит в Фару отдыхать. Там тоже очень нескромно. Все это выдержано на уровне 4–5 звезд, я бы так сказал. Недешево и изысканно.
— И оправданно?
— Конечно, нет. Это все от барства — как тебе позволяют, так ты себя и ведешь. В этом смысле Юрий Палыч любит вести себя барином.
А если говорить о скромных командах с шестого места и ниже, они проводят сборы в Турции. Правда, казанский «Рубин» всю жизнь проводил сборы в Турции и очень хорошо играл. Курбан Бердыев любит эти места, но он не выпендрежник. Более того, он все-таки как-то, видимо, тяготеет к этим местам как верующий человек. А все остальные клубы выше шестого места с выпендрежем.
«Зенит» бывает в Турции? Да, бывает. Недели на две приезжает в шикарный пятизвездочный отель, а затем уезжает в ОАЭ или еще куда-то. Каждый сходит с ума по-своему.
Кому что позволяют его финансы. Не знаю, позволит ли РЖД Семину выпендриваться, как раньше, но мне кажется, что уже не позволит.
— Если говорить о скромных командах, можно вспомнить позицию главного тренера пермского «Амкара» Гаджи Гаджиева, который сказал, что в Анталии все спокойно, поэтому планы не меняются. А думать о переносе клуб будет только в том случае, если ситуация обострится. Вы согласны с такой позицией?
— Гаджиев правильно размышляет. Если мы с вами хотим недорого и хорошо отдохнуть, то едем в Турцию. Если у нас денег побольше — предпочитаем Кипр. Если хотим выпендриваться — едем в ОАЭ, потому что там мы, помимо того что отдыхаем, делаем еще и шикарные покупки: одежду, золото, часы. Если хотим очень круто выглядеть, едем в Испанию, Португалию, Италию или Швейцарию. Это вопросы выпендрежа и своего статуса.
Знаете, вся страна работает и получает скромно, а вы едете «шикарить». Но если вам позволяют это делать и никто не одергивает, вы и на золоте будете едать; сто человек к услугам; весь в орденах; езжать-то вечно цугом (Александр Грибоедов, «Горе от ума». — «Газета.Ru»). Из этого и исходите. Все остальное — от лукавого.
Поэтому главный тренер «Амкара» говорит простую истину: «Давайте, ребята, вести себя поскромнее, хорошо отдыхать и хорошо готовиться». Места лучше, чем побережье турецкое, в соотношении цена/качество, в общем-то, не сыскать.
— Страхуются ли команды от подобных ЧП при планировании сборов? Имеют ли запасные варианты?
— Безусловно. Чем богаче клуб, тем у него больше штат. Чем больше штат, тем больше людей, которые занимаются этими вопросами как следует. Естественно, они отрабатывают несколько вариантов и оговаривают условия.
Турки сейчас предоставляют очень широкий спектр выбора. Там же есть специальные люди, которые договариваются по полям, по количеству тренировок и их времени. Все-таки одно дело, когда тебе говорят, что можно тренироваться тогда-то и тогда-то, а другое дело, когда вы сами выбираете, когда хотите проводить тренировки. И желательно проводить тренировки на полях рядом со своим отелем, чтобы никуда далеко не ехать.
Я бывал везде, кроме ОАЭ, и не понимаю, как туда вообще можно ездить, потому что там жарко. В Турции сейчас прохладно — около +12 … +17 градусов. Это очень хорошие условия — хорошо дышится.
Зачем лететь туда, где +25 градусов, тем более если это гораздо дальше? Зачем лететь в Португалию, если там не настолько комфортно?
Услуги, которые предоставляют в Португалии или Испании, ничем не лучше, но все равно дороже. Поэтому турки лезут из трусов, чтобы все оговорить и гарантировать: «Если что-то не понравится, мы все компенсируем». И так по всем вопросам. В Европе таких условий не предлагают.
Вообще Европа в плане сервиса своеобразное место. Люди там все меньше и меньше хотят работать, улыбаться-то вообще никто не хочет. А если и улыбаются, то те иммигранты, которые приехали туда работать. А если принимать во внимание, что там неспокойно становится, то кто даст гарантии, что ничего не случится?
Если дойдем до маразма и некоторые клубы будут говорить, что там небезопасно и мы поедем чуть ли не в Бразилию тренироваться, — пусть едут. Кто им запрещает? Но это от моральной нечистоплотности наших не всегда культурных руководителей, которые не всегда умеют блюсти интересы страны и бросаются лишними деньгами.
— Как видят эту ситуацию клубы, понятно, но как быть с самими футболистами? Вот вратарь «Анжи» Давид Юрченко сказал, что его в связи с предстоящим турецким сбором посещают тяжелые мысли.
— Я только что пил кофе с тренером «Анжи». Что-то я не почувствовал, что он мандражирует.
Это очень индивидуальный вопрос. Один боится летать на самолетах, предпочитает ездить на поезде, а есть люди, которые во время стрельбы, как на фронте, сидят курят, пьют коньяк и ни о чем не беспокоятся. Наши люди специфические.
Если вы меня спрашиваете, человека, который с юности на афганской границе, а потом уехал жить в Ливию на много лет и проработал у Каддафи… А когда американцы в 1986–1988 годах нас бомбили, меня часто спрашивали, что я в этом Триполи забыл? А я нормально к этому относился, это же моя работа. Да и нравилось мне там безумно.
— Спрошу иначе. Если бы вы были спортивным директором клуба РФПЛ, вы бы учли тот факт, что кому-то из спортсменов может быть психологически дискомфортно?
— Если я отвечаю за психологическое состояние клуба, для меня небезразлично, доверяют ли мне футболисты свою жизнь, поэтому в этом вопросе я должен быть максимально щепетильным. А вдруг с меня спросят, почему я не предусмотрел? Тем более в условиях, когда легко потерять работу и сложно ее найти. И если мне прилично платят, я подстраховываюсь лишний раз.
При этом я все-таки немного сорвиголова. Я бы, конечно, сказал, что не надо заниматься глупостями, давайте ехать туда, где реально. Я бы слетал туда сам, пожил там недельку, вернулся, поделился ощущениями и принял совместное решение. Потому что не сторонник глупостей.
Вы немного не того человека нашли для своих вопросов. Я всю жизнь жарился в таком пекле, и мне было интересно в таких условиях жить. Ведь и футбол такая штука, что хочется быть смелым.
Знаете, они все хотят получать очень большие деньги и быть чемпионами, а вот чтобы стать чемпионом, надо быть смелым. Согласны со мной?
— Конечно.
— Ну вот. А почему мы нигде не становимся чемпионами? Потому что смелости нет.
— В связи со сказанным выше возникает вопрос, насколько российские спортивные базы отвечают требованиям команд РФПЛ и ФНЛ? Ведь при наличии соответствующего уровня к сезону можно было бы готовиться там.
— Они потихоньку начинают отвечать требованиям клубов, в том же Сочи. Но дело в том, что Сочи может выкинуть сюрприз: может быть холодно и пойти снег.
Все-таки Сочи — это не берег Турции, где никогда не бывает снега.
Вы все-таки не можете позволить себе прилететь, а там всю неделю –2…–4 градуса. Что же вы будете делать? Здесь надо страховаться.
Кроме того, все хотят тренироваться на мягких свежих полях, как в Турции. Там шикарная трава. В Сочи тоже есть хорошие поля, но одно дело проводить здесь сбор в январе и совсем другое — в марте.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой вы можете на странице чемпионата России по футболу, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».