«У Чеферина нет авторитета Платини»

Колосков о новом президенте УЕФА Александере Чеферине

Мария Минина
ТАСС
Почетный президент РФС Вячеслав Колосков в интервью «Газете.Ru» поделился мнением о новом президенте УЕФА Александере Чеферине. 14 сентября он был выбран на эту должность, получив 42 голоса от национальных федераций, в то время как его соперника, голландца Михаэля ван Прага, поддержали лишь 13 стран.

Александер Чеферин стал седьмым президентом УЕФА. Его предшественник Мишель Платини в октябре прошлого года был отстранен, а затем дисквалифицирован после расследования дела о коррупции в высших эшелонах футбольной власти. Формально исполняющим обязанности в период после отстранения предыдущего президента был испанец Анхель Мария Вильяр.

Вячеслав Колосков, ныне занимающий должность почетного президента Российского футбольного союза, в интервью «Газете.Ru» сообщил, что сомневается в достаточном авторитете Чеферина, однако отметил, что не считает отсутствие футбольного прошлого у нового президента УЕФА каким-то недостатком.

— Знакомы ли вы с Чеферином? Какой он человек?
— Я с ним не знаком, он относительно новый человек в европейском футболе. Я ушел из исполкома УЕФА в 2009 году, а он только появился в 2011-м, когда возглавил один из клубов Словении. Поэтому ничего о нем сказать не могу: ни как о человеке, ни как о профессиональном деятеле. Знаю, что он по образованию юрист, что в настоящее время он возглавляет Федерацию футбола Словении. И больше ничего.

— Нормально ли, что УЕФА возглавил человек, не игравший в футбол?
— Так всегда было до Платини: и Артемио Франки, и Жак Жорж, и Леннарт Юханссон не играли в футбол. В ФИФА такая же история. Это нормально, отцы-основатели ФИФА и УЕФА тоже в футбол не играли, они все, как правило, юристы или бизнесмены.

Другое дело, что нужен жизненный опыт, опыт управления серьезными компаниями, знание предмета.

Но, судя по тому, что он победил с огромным преимуществом, в нем увидели человека, который может возглавить такую мощную организацию, как УЕФА.

— Хватит ли ему авторитета?
— Вот здесь я сомневаюсь, откровенно говоря. Такого авторитета, как у Платини, ни у кого уже не будет. А Европа — очень непростой континент с точки зрения управления футболом. При Юханссоне были очень серьезные центробежные силы, направленные на то, чтобы клубному футболу отделиться от УЕФА, создать всевозможные лиги: G-14, Прибалтийская лига, Северная лига, Атлантическая лига и т.д. Только авторитет Платини позволил сохранить единство и укрепить его. Платини был уважаем, много раз выступал на сессии Европарламента, был с удовольствием принимаем в Евросоюзе.

Убежден, что у Чеферина такого авторитета нет, поэтому он не может использовать те возможности, которые были у Платини. Его задача — найти способы взаимодействия с богатейшими клубами, лигами Европы и национальными ассоциациями, поэтому у него впереди непростая работа.

— Можно ли назвать Чеферина самой нейтральной фигурой, учитывая, что он не из мощной футбольной страны, такой как Нидерланды, например?
— Дело не в том, из какой страны. Вот Платини был из мощной футбольной страны и был выдающимся футболистом. Но он был нейтральным, для него что большие федерации, что малые федерации, что богатые клубы, что небогатые — все были детьми, и он ко всем относился одинаково.

Если любой президент будет делать преференцию какой-то национальной ассоциации, он тут же потеряет свое место.

Поэтому задача Чеферина — сохранить единство и объединить усилия всех национальных ассоциаций на развитие футбола.

— Скажется ли его избрание на российской части Евро-2020?
— Да нет, конечно. Этот вопрос решен уже, он пересматриваться не будет. Заключены контракты, федерации и страны уже готовятся к своей части Евро-2020. В этой части я не ожидаю никаких сюрпризов.

— Какой должна быть позиция по вопросу реформирования Лиги чемпионов? Сумеет ли он избежать раскола и создания Суперлиги?
— Пока авторитета ему явно не хватит, если «Бавария», «Реал», «Барселона», оба «Манчестера» начнут ту же самую сепаратистскую работу, которая у них была.

Поэтому он должен найти баланс между интересами богатых клубов и интересами всего европейского футбола. Это и станет самой важной его жизненной проверкой.

— УЕФА уже делал предложение о повышении числа участников в Лиге чемпионов стран из первой четверки, но ЕПФЛ не одобрил эту инициативу. А что бы сработало в этом вопросе?
— Это и так сработало, комитет по крупным соревнованиям это решение принял, и завтра исполком УЕФА будет это обсуждать. Я полагаю, что и там это будет принято.

Пока официально ничего отрицательного нет. Сегодня было заседание всех национальных ассоциаций, а завтра будет принято окончательное решение.

— Чеферина выбрали на 2,5 года. Достаточный ли это срок для начала реформ?
— Чтобы начать — достаточный, а чтобы закончить — нет. Поэтому всегда говорят, что реформы были начаты, а теперь нужно продолжить. Если эти реформы пойдут на пользу дела и национальные ассоциации почувствуют пользу от них. Но в принципе 2,5 года — достаточный срок, чтобы проявить себя.

— Почему Россия не хочет восстановить свое влияние в УЕФА и ФИФА, где давно нет хоть одного нашего человека?
— В ФИФА есть наш человек — Виталий Мутко, член совета Международной федерации футбола, причем переизбран на второй срок. В УЕФА это действительно проблема, с моей точки зрения, одна из главных задач РФС — вернуть нашего представителя в исполком УЕФА.

— А почему сейчас нет борьбы за место в УЕФА?
— Рано еще, выборный конгресс будет через полтора года. Или даже через два. Следующий конгресс будет очередной — в Хельсинки 5 апреля, а в 2018 году будет выборный конгресс. Вот туда надо уже готовить нашего представителя.

Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице Лиги чемпионов, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».