Председатель Мосгорсуда Ольга Егорова подала заявление о прекращении полномочий с 23 октября, сообщается на сайте Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) РФ.
Заявление коллегия рассмотрит 22 сентября. При этом впервые о вакансии на замещение должности председателя Мосгорсуда ВККС было объявлено еще в апреле 2020 года. Тогда пресс-служба Мосгорсуда объяснила это истечением очередного срока Егоровой на посту, которой в 2020 году исполнилось 65 лет.
В июне вакансию открыли повторно. СМИ сообщали, что новым главой столичных судов может стать председатель Южного окружного военного суда Михаил Птицын — он был единственным, кто подал резюме на вакансию. В августе стало известно, что коллегия поддержала кандидатуру Птицына — ее одобрение означает, что президент РФ Владимир Путин может назначить претендующего на должность председателем Мосгорсуда.
«Следила, во сколько приходят на работу судьи»
Егорова возглавляет столичные суды с 2000 года — в последний раз на эту должность ее переназначили указом президента РФ 25 октября 2014 года. Согласно закону № 3132-1 «О статусе судей в РФ», помимо организации работы подконтрольных судов, она могла и сама выступать в роли судьи. Однако, по данным на Едином информационном портале судов общей юрисдикции, председатель была судьей лишь в пяти процессах — исключительно по административным делам. Последний из них состоялся в 2017 году.
По большей части Егорова выполняла другие свои обязательства: меняла правила внутреннего распорядка судов, контролировала их выполнение, распределяла обязанности между сотрудниками, руководила кадровым составом и тд. «Она трудоголик. На момент моей работы [несколько лет назад] была намерена посвятить себя работе, особенно после того, как не стало мужа и выросла дочь. <...> Могла инкогнито приехать к 9 утра в райсуд, чтобы посмотреть, во сколько приходят на работу судьи», — рассказал бывший сотрудник Мосгорсуда телеканалу «Би-би-си».
За плечами Егоровой и множество реформ по улучшению функционирования столичных судов. Она инициировала создание Единого информационного портала судов общей юрисдикции, которого еще нет ни в одном другом регионе РФ, наладила электронное межведомственное сообщение, а также обязала суды вести аудио-видеофиксации заседаний.
В интервью от 22 марта 2020 председатель Мосгорсуда рассказала о начале тестирования системы распознавания речи и лиц. «Мы сейчас уже тестируем систему распознавания речи. <...> Кстати, люди не знают, но в Тверском и Мещанском судах у нас уже работает система распознавания граждан.
Когда в прошлом году суды слушали дела по митингам, в здании суда были задержаны 6 человек, которые в розыске находились. Они пришли просто послушать, так сказать, поддержать подсудимых, а их полиция задержала», — пояснила она «Российской газете».
Также Егорова отмечает свои успехи в строительстве. «В период моего руководства Московским городским судом построено новое здание Московского городского суда, 25 зданий районных судов. В настоящее время ведется строительство 10 зданий районных судов для создания наилучших условий работы сотрудников», — указывал она в письме председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву, который написал на нее неудовлетворительную характеристику в мае 2020 года.
Отметила председатель Мосгорсуда и свою научную деятельность: «За период моей работы я стала автором/соавтором более 35 научных работ, многие из которых пользуются большим интересом как у судей, так и у практикующих юристов. Для повышения уровня образования московских судей мною на регулярной основе читаются лекции для них в Московском городском суде, а также в ФГБОУ «Российский государственный университет правосудия».
Тем не менее Верховный суд давно критикует Егорову. В декабре 2019 года судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда вынесла частное определение председателю Мосгорсуда из-за необоснованного продления ареста трем обвиняемым по уголовному делу о растрате. Егорова попыталась обжаловать определение в Верховном суде.
Однако 22 марта 2020 года Верховный суд опубликовал постановление, в котором признал определение законным и указал, что квалификация судей Мосгорсуда недостаточна, и за это несет ответственность исключительно его председатель.
Самые громкие дела
В МГС рассматривают апелляции на приговоры по делам, зачастую резонансным, расмотренным в нижестоящих московских судах. Поэтому решения Мосгорсуда находятся под пристальным вниманием общественности.
Так, под руководством Егоровой был изменен приговор экс-министру экономического развития РФ Алексею Улюкаеву. 15 декабря 2017 года Замоскворецкий районный суд приговорил бывшего чиновника к восьми годам колонии строгого режима и штрафу в 130 млн рублей. Согласно материалам суда, Улюкаев требовал от главы «Роснефти» Игоря Сечина взятку в $2 млн за положительное заключение на покупку компанией «Башнефти». Однако он не знал, что Сечин действовал в интересах ФСБ и службы безопасности.
Свою вину Улюкаев не признавал, и 19 декабря 2017 года его адвокат подал апелляцию на приговор в Мосгорсуд. 12 апреля 2018 года экс-министру действительно изменили приговор, отменив запрет занимать должности на государственной службе в течение восьми лет после отбытия наказания.
«Просто изменили, чтобы что-то изменить. Теперь можно сказать, что формально частично удовлетворили жалобу защиты, даже исследовали доказательства», — заявил адвокат осужденного Дмитрий Аграновский РИА «Новости».
Замечания от Верховного суда Егорова получила и в 2011 году. Тогда в ее отношении вынесли частное определение, отметив грубые нарушения, допущенные при продлении сроков ареста экс-глав нефтяной компании «ЮКОС» Платону Лебедеву и Михаилу Ходорковскому (признан в РФ иностранным агентом). Защита осужденных жаловалась на волокиту со стороны Егоровой и Мосгорсуда. Позже Наталья Васильева, помощник судьи Хамовнического суда Виктора Данилкина, рассказала о том, что Егорова оказывала давление на Данилкина, когда тот выносил приговор Ходорковскому и Лебедеву в ходе второго процесса. Сам Данилкин отрицал эту информацию.
В 2009 году имя Егоровой стало появляться в заголовках СМИ из-за «дела Магнитского». Тогда Тверской районный суд отправил под арест Сергей Магнитского, экс-руководителя отдела налогов и аудита фирмы Firestone Duncan, которая оказывала юридические услуги британскому фонду Hermitage Capital Management. Магнитского обвиняли в том, что он помогал главе фонда Уильяму Браудеру уклоняться от уплаты налогов.
16 ноября 2009 года после 11 месяцев предварительного заключения фигурант дела умер в больнице следственного изолятора. Мосгорсуд во главе с Егоровой отказал матери Магнитского в проведении независимой медицинской экспертизы кончины сына, а также одобрил действия Тверского суда, арестовавшего мужчину.
Позже Американская Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе создала так называемый «список Магнитского», в котором указали лиц, ответственных, по мнению комиссии, за смерть обвиняемого — туда попала и Егорова. Для нее и других попавших в список закрыт визовый коридор в США.
Конфликт с участием Егоровой вспыхнул и в 2003 году. Тогда бывшая судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина в эфире «Эхо Москвы» обвинила председателя столичных судов в оказании на нее «неприкрытого давления», чтобы не допустить оправдательного приговора по нашумевшему делу о контрабанде мебели, реализуемой в торговом центре «Три кита». Кудешкиной тогда никто не поверил — ее лишили статуса судьи, а прокуратура сочла высказывания «предвыборным пиаром», так как женщина в тот момент баллотировалась в Госдуму.