Считается, что на данный момент это – самая объективная система оценки, принятая международным врачебным сообществом. Ее преимущество состоит в том, что с одной стороны позволяет не объединять все смертельные случаи в одну категорию, а с другой – дает возможность не исключать возможность воздействия коронавируса на приводящее к смертельным случаям обострение другой болезни.
«Критерии, в общем, не новы»
Таким образом, новые рекомендации нужны для стандартизации клинического диагноза, пояснила «Газете.Ru» главный терапевт Минздрава РФ, директор НМИЦ терапии и профилактической медицины Минздрава России, член-корреспондент РАН Оксана Драпкина.
«Поскольку коронавирусная инфекция новая для того, чтобы диагноз или диагностическое заключение действительно проводились в русле стандартизации, эти методические рекомендации и были сделаны», — отметила она.
«Эти критерии, в общем, отнюдь не новые — они опираются на Международную классификацию болезней - 10 (МКБ-10), и по этой системе мы давно уже работали и работаем, — говорит в свою очередь генеральный директор ФГБУ «НМИЦ кардиологии» Минздрава России, главный внештатный кардиолог Минздрава России Сергей Бойцов. — Это конкретизация в привязке именно к COVID-19. Но принцип абсолютно известный и ранее — здесь ничего не поменялось в подходах, они базовые, какие были, такие и остались».
«Есть понятие первоначальной причины смерти, есть понятие непосредственной причины смерти, промежуточной причины смерти, есть понятие основное заболевание, есть заболевание фоновое, есть понятие конкурирующего заболевания, есть понятие осложнения. Эти документы, методические рекомендации, оперируют всеми теми категориями, какие были. Просто представлены конкретные примеры, чтобы было легче определиться в сложных случаях, вот и все», — пояснил он.
Четыре категории летальных случаев
Существенно упрощая сложную методику, можно выделить четыре категории летальных случаев среди пациентов с коронавирусом.
Так, к смертям, первоначальной причиной которых считается COVID-19, относятся: случаи, где пациент скончался от последствий тяжёлых форм COVID-19, таких, например, как долевая пневмония, острый респираторный дистресс-синдром, а другие заболевания могли лишь поспособствовать смерти. А также случаи, где COVID-19 привёл к смерти через осложнения другого заболевания, имеются в виду — болезнь коронарных артерий, хроническая обструктивная болезнь легких, диабет. Плюс случаи среди пациентов с коронавирусом, где COVID-19 диагностирован наряду с другими хроническими заболеваниями, никак не связан с ними, то есть не является ни причиной, ни следствием, но протекал в более острой форме (онкобольные, СПИД, мозговое кровоизлияние).
К смертям же, в случае которых COVID-19 указывается как прочая причина, относятся: случаи смерти людей с коронавирусом, где причиной смерти точно стал не COVID-19 (например, несчастные случаи, ДТП, смерть от острого кровотечения во время хирургической операции, рак в тяжёлой стадии при отсутствии симптоматики COVID и т.д.).
«Очень важно определиться — является ли новая коронавирусная инфекция и ее основное проявление, вирусная двусторонняя пневмония, непосредственной причиной смерти или же сочетанным, конкурирующим заболеванием, которое может быть катализатором другого заболевания. Например, пациент имеет коронавирус, а смерть наступила от ДТП или другой причиной — связи причинно-следственные могут быть разными», — говорит Драпкина.
Показатели по категориям могут измениться
Очевидно, что пересчёт данных по критериям ВОЗ – это кропотливая работа, а отдельные случаи могут переходить из одной категории в другую. Поэтому как результат показатели смертности по отдельным категориям могут измениться.
Так, например, в городах, где шла повышенная борьба с коронавирусом статистика смертей от коронавируса, при пересчете по новой методике, может увеличиться. В то же время, отдельные случаи, ранее отнесённые к смертям из-за коронавируса, наоборот, после анализов, или, например, работы патологоанатомов, могут быть причислены к другим категориям.
Но в любом случае наличие COVID-19 указывается в заключении о смерти. При этом принимается во внимание чёткая причинно-следственная связь развития и взаимодействия с другими заболеваниями.
«Надо сказать, что Россия, практически, лидер по изучению патологоанатомических причин смерти — 98% всех смертельных случаев изучаются, — отмечает Драпкина. - Это крайне важно, поскольку дает возможность детального анализа картины заболевания, причинно-следственных связей — это дает ключи к пониманию развития того или иного состояния».
Россия останется лидером по числу спасенных жизней
«Мы действительно можем детально анализировать каждый случай, — соглашается с Драпкиной Бойцов. — И информацию, которую мы в результате получаем, нужно использовать на благо пациентов и развития науки».
В любом случае, все смертельные случаи были учтены статистикой, к какой бы категории они не относились.
Это еще одно дополнительное свидетельство того, что власти никогда не занижали статистику по коронавирусу, строго соблюдают все рекомендации ВОЗ и ставят своей целью объективное информирование граждан о ситуации.
Статистика смертности как была объективной, так и останется объективной, констатирует главный терапевт Минздрава Оксана Драпкина. «Это никаким образом статистику не должно изменить. Хочу отметить, что всегда в любом случае наличие COVID-19 указывается в заключении о смерти», — считает она.
Даже в случае роста статистических показателей, смертность от коронавируса если и вырастет с 1%, то не в разы. Благодаря мерам, которые предприняли власти России в самом начале пандемии, страна останется лидером по количеству спасённых жизней.
Принципиальных изменений в цифрах смертности не ожидает и гендиректор ФГБУ «НМИЦ кардиологии» Сергей Бойцов.
«Я думаю, статистика по COVID-19 может поменяться как в большую, так и в меньшую сторону — в основном в больших городах, принявших на себя больший удар пандемии. Также следует отметить что для формирования окончательного патологоанатомического заключения требуется время, с учетом гистологических исследований. И по существующим нормативным документам — это срок до 30 суток. Бывает действительно сложно при наличии двух конкурирующих состояний, которые могли быть первоначальной причиной смерти — не непосредственной, а первоначальной, — требуется сложное разбирательство», — рассуждает Бойцов.
«Полагаю, что благодаря мерам, которые предприняла Россия в самом начале пандемии, даже в случае роста статистических показателей смертности от коронавируса в России с 1 до 2-4%, страна останется лидером по количеству спасённых жизней», — добавляет он.
И уровень смертности от коронавируса в России всё равно будет ощутимо меньше, чем в Германии, Китае, США, и в разы меньше – чем в Испании, Италии, Великобритании, Франции.