— С тиграми и львами проще договориться, чем с нашими новыми крымскими чиновниками, — объясняет свое решение Зубков «Газете.Ru». — Вчера я был в «Артеке», откуда задавали вопросы на «прямой линии» президенту Владимиру Путину, я тоже хотел спросить его: что мне делать? При прошлых украинских властях, которые считаются коррумпированными, я открыл на полуострове два парка и еще на пять новых получил согласие. Собирался их строить без всякой господдержки, на свои деньги. С представителями новой российской власти в Крыму разговаривать невозможно, у меня стойкое чувство, что они делают все, чтобы предприниматели не могли тут работать и уезжали отсюда.
— Вчера на лентах была информация, что вы вместе с животными готовы перебраться на Украину, к Коломойскому, это так?
— Меня не раз звали в Днепропетровскую область, открыть там зоопарк, приехать к ним вместе с животными. И вчера я и правда собирался в Украину. Но сегодня на некоторых украинских ресурсах прочитал, что я поддерживал оккупационный режим и даже спонсировал ополчение, хотя это не так, деньгами я им не помогал. И теперь меня там считают сепаратистом и пособником режима. Поэтому на Украину мне путь, похоже, тоже закрыт. Но мир большой, кроме России и Украины много мест, где меня ждут. Например, в Португалии — туда меня тоже много раз звали.
— Кто и как на вас давит в Крыму?
— Вчера я получил предписание главного архитектора города, что в десятидневный срок должен снести автостоянку перед зоопарком. А если не сделаю это добровольно, то ее все равно снесут, и тоже за мой счет. Эта стоянка стоит тут с конца 2000-х, в нее вложено 2,5 млн гривен (почти 6 млн руб. по текущему курсу. — «Газета.Ru») и 1200 кубометров бетона. Не будет парковки – не будет зоопарка.
А перед этим меня обозвали публично контрабандистом. Россельхознадзор обвинил меня в том, что я незаконно ввез в Крым больных животных.
А теперь представьте на минутку: ягуары, кенгуру, медведи и другие ехали из Европы в Крым, который под санкциями, при этом больные и без документов! Можете в это поверить? Они пересекли украинскую границу тоже. И российскую, конечно. Было это еще 26 декабря прошлого года. А теперь говорят, что я со своим зоопарком умудрился это сделать нелегально, а потом, по их словам, не устроил животным карантин, и теперь они могут заразить холерой, палочкой Коха и еще неизвестно какой заразой всех жителей Крыма. Я 20 лет занимаюсь зоопарками – и животные у меня были без карантина? И чиновники, заметьте, спохватились через три с половиной месяца после того, как все они сюда приехали. Для чего это делается? У меня только одна версия – зоопарк хотят задушить экономически, ну какой взрослый, услышав про холеру, поведет сюда своего ребенка?
А у меня 3,5 тыс. животных и птиц, их кормить надо, ухаживать за ними.
Я много лет плачу все налоги, земля давно в аренде, даю рабочие места, одних предпринимателей, которые торгуют на территории парка, тут больше сотни. И при этом никаких дотаций, как государственные зоопарки, никогда не получал. А я не хочу топтаться на месте, хочу развивать Крым и развиваться сам. Но в нынешних условиях это невозможно.
— Но ведь Аксенов (глава Республики Крым) поддержал вашу идею о строительстве новых парков, что же было потом?
— А ничего не было! Аксенов рассказал про парки на пресс-конференции, а потом в зоопарк приехали 26 чиновников, и все они два с половиной часа ждали министра земельных отношений Александра Городецкого, который так и не появился на единственном совещании. И протокол этого совещания не подписал, потому что его на нем не было. На этом все! Я не прошу денег, я прошу не мешать мне работать, создавать новое. Но это никому тут не нужно.
— Вы еще не передумали ставить памятник Путину?
— Нет, конечно! Пока выбираю эскиз, в Китае его быстро сделают – я там уже заказывал фонтаны и скульптуры для своих парков. Но куда я Путина поставлю – не в зоопарк же? А я хотел сделать в Крыму красивый Суворовский парк, где бы, возможно, его и установили. Ведь должна быть красивая площадка, чтобы это было уместно. Памятник я все равно сделаю и подарю какому-нибудь городу, который захочет его у себя поставить. А на «прямой линии» я хотел не только вопрос Владимиру Владимировичу задать, но и пригласить в зоопарк или «Тайган». Но до меня очередь не дошла.
— В прошлый туристический сезон много было посетителей?
— Мало, туристический сезон был провален.
15 лет я учил украинцев, что зоопарки могут быть хорошими, красивыми, что с животными можно общаться и их там не жалко, потому что им в нем реально может быть хорошо. Но россияне думают, что зоопарки — это место, где страдают животные.
Но я со своими тиграми и львами не пропаду, нас везде примут да еще помогут. Но душат не только меня – других тоже. Вон дельфинов уже конфискуют у Андрея Кисловского, предпринимателя из Одессы. Он их в Японии покупал, на свои деньги, дельфинарии у него в трех крымских городах. Но нигде ему работать не дают, давление со стороны чиновников просто чудовищное. Так что я не один такой.