«Ничего личного — только бизнес»: о чем будут говорить Путин и Байден

Депутаты рассказали о возможных темах переговоров президентов России и США

Президент России Владимир Путин и президент США Джо Байден во время встречи в рамках российско-американского саммита на вилле Ла-Гранж в Женеве, 16 июня 2021 года Михаил Метцель/ТАСС
Президенты России и США готовятся провести онлайн-встречу до конца года. Об этом сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники. По их данным, разговор будет посвящен реализации договоренностей, достигнутых в ходе переговоров на июньском саммите в Женеве. Члены комитета Госдумы по международным делам рассказали «Газете.Ru», какие вопросы двусторонних отношений для России на данном этапе наиболее значимы.

Темы для разговора

Глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий считает, что двум президентам «есть и будет что обсудить».

«Это и остающиеся вопросы в дипотношениях, в том числе в визовой сфере, и проблемы стратегической стабильности, нераспространения ядерного оружия, кибербезопасности, урегулирование региональных конфликтов», — сказал Слуцкий «Газете.Ru».

Вместе с тем, он подчеркнул, что общение лидеров двух стран возможно только при учете интересов обеих сторон.

«Всегда говорил и повторю вновь: Россия и США, как две ведущих ядерных державы, не вправе отказываться от диалога и позволять опускаться уровню двусторонних отношений ниже критического минимума. Но такой диалог приемлем для нас только на равноправной основе», — подчеркнул депутат.

Член комитета Госдумы по международным делам Мария Бутина считает, что главные вопросы, которые должны быть затронуты на встрече двух президентов — кибербезопасность и восстановление торгово-экономических отношений.

«У нас сейчас сложный период взаимоотношений с США, но я думаю, что акцент должен быть сделан на тех вопросах, которые для нас являются общими проблемами», — пояснила Бутина.

По ее словам, сейчас отсутствуют международные механизмы регулирования работы соцсетей. При этом обе страны сталкиваются с угрозами киберпреступлений. В этой связи уместно было бы выработать общие правила, которые каждая страна могла бы применять в соответствии со своими ценностями.

«Вопрос цензуры актуален и для нас, и для США. И не мы это начали. Когда начали банить Трампа и говорить, что это недопустимый контент и оказывать давление на свои социальные сети, США первыми начали движение в сторону фильтрации контента. Потом за ними подтянулись Австралия, Европа, и только потом мы начали говорить, что есть вредный контент. Просто в Америке они политически выбирали, кто для них «домашний террорист», а мы говорим о защите наших детей», — пояснила Бутина.

Она подчеркнула, что важно договориться именно об общих правилах, поскольку ценности у России и США не могут быть синхронизированы. В частности, по словам Бутиной, Россия выступает за сохранение традиционных семейных ценностей, а США - за либерализацию ЛГБТ («Международное общественное движение ЛГБТ» признано экстремистским и террористическим, запрещено на территории РФ). Кроме того, проблема BLM, актуальная для США, вообще не касается России.

«Сам принцип, что контент можно ограничивать — это площадка для переговоров. А вот какой именно контент, это уже каждая страна может определять сама», — пояснила депутат.

Другой важный вопрос — возобновление торговли, в чем нуждаются обе страны в условиях пандемии.

«В условиях распространения коронавирусной инфекции, когда страны очень сильно страдают — и мы, и США — из-за падения экономических показателей, это было бы логично. Санкции разрушительно влияют на взаимоотношения предприятий двух стран, поэтому здесь, скорее всего, можно найти общий знаменатель на каких-либо моментах, сделать уступки», — добавила Бутина.

По ее словам, переговоры должны вестись по формуле «ничего личного — только бизнес».

«Если получится, я думаю, это будет хороший шаг к восстановлению отношений. А идеологически мы сейчас даже дальше, чем когда был Советский Союз, потому что тогда речь шла об идеологической разнице экономических и политических систем, а сейчас мы очень далеко с точки зрения формирования общественных ценностей и идеалов», — подчеркнула Бутина.

В свою очередь, депутат Светлана Журова предположила, что будет обязательно затронут вопрос климата.

«Байден на климатическом саммите в Глазго заявил, что мы климатом не занимаемся, поэтому этот вопрос будет обсуждаться. Ему, видимо, нужно давать разъяснение, рассказывать об истории нашей страны и экологической ситуации в целом», — отметила Журова.

Еще одним важным вопросом, требующим внимания двух президентов, она назвала минские соглашения, призванные урегулировать ситуацию на Юго-Востоке Украины.

Как прошли первые переговоры Путина и Байдена

Встреча Путина и Байдена состоялась в Женеве 16 июня. Она продолжалась 3,5 часа, за которые, по словам главы МИД России Сергея Лаврова, президенты договорились начать «предметный диалог о стратегической стабильности», а также достигли «понимания о целесообразности консультаций по вопросам кибербезопасности, деятельности дипмиссий, судьбе отбывающих наказание граждан двух стран и по ряду региональных конфликтов».

Посол США в России Джон Салливан тогда выразил надежду на то, что после саммита в Женеве удастся нормализовать работу американских дипломатических представительств в России. С аналогичным заявлением выступил и посол России в США Анатолий Антонов.

При этом российский посол отметил, что одна из проблем межгосударственных отношений РФ и США — восстановление контактов между парламентами стран.

Сразу после встречи с Путиным Джо Байден заявил, что успешность переговоров можно будет оценить в течение 6-12 месяцев. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сравнил российско-американские отношения с «запущенной болезнью», при которой эффект от лекарств наступает только через несколько дней. «Нужно ждать какое-то количество месяцев до того, как мы почувствуем какую-то не только разрядку, но хотя бы скромную тенденцию к появлению конструктивизма в наших двусторонних отношениях», — пояснял Песков.

Путин одним из признаков нормализации отношений назвал отсутствие новых санкций против Москвы.