На 1 августа запланирована встреча президента США Дональда Трампа с главой Госдепартамента страны Рексом Тиллерсоном. Они обсудят ответную реакцию США на решение России сократить количество сотрудников дипмиссии США в России на 755 человек. На эту меру Москва пошла в ответ на новые санкции США.
Кроме этого, президент и госсекретарь могут обсудить и ситуацию в Госдепе, который в последнее время стал мишенью для критики, — пресса даже заговорила о возможной отставке Тиллерсона. Сам глава внешнеполитического ведомства, правда, эти слухи отвергает.
Бывший глава нефтегазового гиганта ExxonMobil Рекс Тиллерсон заявил, что будет продолжать свою работу на посту главы Госдепа до тех пор, пока этого хочет президент. В то же время ситуацию внутри самого Госдепа журналисты описывают как «хаос», причина которого — недоукомплектованность всеми необходимыми специалистами.
Главному американскому дипломату в буквальном смысле некем управлять. В списке вакансий Госдепа значатся 130 позиций. Часть из них — ключевые позиции замов и помощников, которые требуют утверждения в сенате.
Речь идет о ключевых позициях Госдепартамента, которые до сих пор вакантны. По-прежнему нет заместителя госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями и вопросам международной безопасности, заместителя по политическим вопросам, помощника госсекретаря по военно-политическим вопросам. Не заполнены и многочисленные вакансии на посты помощников госсекретаря по регионам — от Африки до Евразии.
Как рассказал «Газете.Ru» Фрэнк Орбан, бывший «политический назначенец» Госдепа времен администрации Рональда Рейгана, позиции замов в ведомстве — ключевые для дипломатической машины США. «Это те самые посты, которые важны в первую очередь. Их подпись нужна на сотнях документов. Они — тот самый приводной ремень политики президента, а также его цепные псы, когда бюрократия не выполняет решения администрации».
С момента инаугурации Трампа прошло уже семь месяцев, но процедуру утверждения в сенате прошли пока лишь два человека из Госдепартамента — сам Тиллерсон и его первый заместитель. Подобное положение вещей кажется немыслимым для американской дипломатии и вообще для руководства стран.
Всего же за время правления Трампа утверждение в сенате прошел лишь 51 назначенный сотрудник администрации. Для сравнения: при предшественнике Трампа Бараке Обаме за этот же период через процедуру утверждения в сенате прошло уже 228 человек.
Многочисленные аппаратные согласования, поиск нужных кандидатур могут занять еще несколько месяцев. Это в буквальном смысле может парализовать работу Государственного департамента, нанеся огромный удар по его международному престижу.
Чужой в Госдепе
Заполнить все эти посты — сложное дело. Несмотря на то что дипломатическая работа считается престижной, на работу к Трампу спешат немногие. Его политический стиль отталкивает как кадровых дипломатов, так и политических назначенцев. К тому же многие уверены, что президент долгое время на этом посту не продержится.
Новому руководству Вашингтона попортили немало крови профессиональные дипломаты, которые открыто выступили против президента. Более тысячи сотрудников Госдепа в январе подписались под открытым письмом с критикой закона о запрете временного въезда в США граждан из семи исламских стран. Подобная политика «противоречит американским ценностям, направленным против дискриминации», отмечали авторы письма.
Известно, что и сам Тиллерсон не сразу согласился занять пост главного американского дипломата, потребовались долгие уговоры со стороны представителей команды Трампа.
Сегодня журнал The Rolling Stone иронизирует над Тиллерсоном, когда пишет, что новый глава внешнеполитического ведомства превратил Госдепартамент в «корабль призраков».
По иронии судьбы с либеральным The Rolling Stone согласен и консервативный National Review, который отмечает, что Тиллерсон поступает с Госдепом как рейдер, взявший контроль над бизнесом: увольняет половину сотрудников и перенаправляет его миссию.
У Тиллерсона действительно амбициозные планы в отношении Госдепа. Он получил от президента США карт-бланш на масштабные реформы старейшего американского ведомства.
В Госдепе немало вещей, которые необходимо менять, с этим соглашаются многие ветераны американской дипломатической службы. Ведомство слишком забюрократизировано, а многие позиции попросту дублируют друг друга. Так, например, в сегодняшней структуре ведомства существует два высоких дипломатических поста — один по вопросу холокоста, другой — по вопросу антисемитизма, которые как минимум часто пересекаются.
Как объясняют опытные дипломаты, подобное дублирование происходит потому, что такие должности создаются по требованию конгресса, а американские народные избранники привыкли призывать к ответу правительственные структуры по всем возможным вопросам, вызывающим общественный интерес. В планах нового главы Госдепа сокращение лишних позиций внутри ведомства. Тиллерсон недвусмысленно высказывался об этом перед законодателями. «Как вы знаете, у нас есть много отделов, у которых одни цели. Некоторые из них выполняют одни и те же задачи», — говорил он.
По данным агентства Bloomberg, подразделения Госдепа уже получили указание приостановить переводы сотрудников, а также назначение новых людей в качестве посланников и спецпредставителей.
В меморандуме, текст которого оказался в распоряжении СМИ, говорится, что это должно повысить эффективность работы ведомства. Правда, эти меры не касаются дипломатов, работающих за границей.
Также важной остается идея Трампа сократить бюджет Госдепа. В абсолютных цифрах его урежут на $10,9 млрд. В свою очередь, Пентагону, наоборот, планируется добавить средств в размере $54 млрд.
Если сокращение финансирования утвердят в конгрессе США, то проводить их в жизнь придется именно чужому человеку — «варягу» Тиллеросону. Подобные реформы «чужаков» часто выглядят спорными, и им нередко оказывается внутреннее сопротивление.
Аппаратное фехтование с Пентагоном
Приход в Госдеп Тиллерсона уже сравнивают с приходом во главу ведомства армейского генерала Колина Пауэлла, занявшего этот пост в первый срок правления Джорджа Буша-младшего. Харизматичный и невероятно популярный до вторжения в Ирак, Пауэлл возглавил Госдеп в момент его увядания, отмечали в то время эксперты Brookings Institute. «Сегодня от Госдепа осталось одно имя. Президенты чаще всего не следуют его советам», — отмечали авторы одного из аналитических материалов исследовательского центра, опубликованном в марте 2001 года.
Пауэллу удалось улучшить работу Госдепа, повысить качество его дипломатов, особенно работающих за рубежом. Не секрет, что в США должности послов часто получают политические инвесторы и лоббисты, мало знающие о стране пребывания. Пауэлл также улучшил денежное содержание, что привлекло на службу немало молодых специалистов.
Однако провести реформу Госдепа в сегодняшних условиях раздираемой скандалами и противоречиями «подвешенной администрации» будет нелегко.
К тому же, как свидетельствуют источники консервативного издания Free Beacon, Госдеп сегодня находится в состоянии «открытой войны» с Белым домом, а высокопоставленные чиновники попросту «игнорируют директивы» администрации.
Есть и еще один важный фактор — недоукомплектованный Госдеп из-за ограниченных возможностей будет вынужден сдавать свои позиции другим ведомствам. «Госдеп сегодня — это относительно слабый институт в правительстве США. Внешнюю политику определяют Белый дом и Пентагон. Это не вопрос вакансий. Это вопрос видения президента страны роли того или иного агентства», — говорит «Газете.Ru» глава вашингтонского Центра глобальных интересов Николай Злобин.
Усиление аппаратной роли Пентагона, во главе которого стоит «пес войны» Джеймс Мэттис, может пойти во вред дипломатии, считают многие американские эксперты.
Между Госдепом и Пентагоном всегда шел процесс аппаратного «фехтования», а в сегодняшних условиях он может перерасти в настоящую «рубку». Правда, среди министров обороны США были те, кто понимал, что оба министерства должны работать в тандеме.
Одним из них был ветеран «холодной войны» Роберт Гейтс. В 2011 году, выступая на сенатских слушаниях, он даже попросил законодателей увеличить финансирование программ Госдепа по обучению иракских полицейских. Подобная забота о коллегах-дипломатах — не столь распространенная практика у военных. Однако у Гейтса были хорошие личные отношения с главой Госдепа Хиллари Клинтон, и это способствовало сотрудничеству.
Без печенек, но и без «русских»
Госдеп США, наверное, самое узнаваемое словосочетание в России. Оно часто с негативной интонацией звучит с экранов телевизоров, а «печеньки Госдепа» стали устоявшимся выражением. В общественном сознании Госдеп США сегодня звучит не менее зловеще, чем ЦРУ в советское время.
Вместе с тем, если забыть о пресловутых «печеньках», усиление Пентагона в пику Госдепу вряд ли обрадует российские власти. Ведь именно в дипведомстве было больше всего специалистов по России, с которыми Москва находила общий язык на переговорах различного уровня.
Так, при Обаме на ключевых позициях в Госдепе было немало людей с опытом общения с представителями России. Двое из них занимали в разное время посты заместителя госсекретаря США. Это прожившая несколько лет в Москве тогдашний заместитель госсекретаря Роуз Геттемюллер и еще один замгоссекретаря — бывший посол США в России Уильям Бернс. Виктория Нуланд, помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии, сталкивалась в России с потоком критики разной степени адекватности.
Тем не менее она была одним из ведущих специалистов американской дипломатии по России и постсоветскому пространству. Признание ее компетенции — регулярные встречи Нуланд с помощником президента России Владиславом Сурковым, в ходе которых они обсуждали шаги по урегулированию кризиса на востоке Украины.
Тиллерсона с Россией связывает немало: в качестве главы Exxon он часто бывал здесь и умел находить общий язык с российскими партнерами. По данным источников, близких к МИД РФ, в ходе первого визита в Москву в качестве госсекретаря США Тиллерсон даже признавался, что любит Россию. Однако в самом Госдепе российское направление до сих пор находится практически в разобранном состоянии.
Правда, номинант на пост помощника госсекретаря по европейским и евразийским делам (именно этот пост занимала Нуланд) уже есть. Это Уэсc Митчелл, который, хотя и будет в том числе взаимодействовать с Россией, мало соприкасался с российской тематикой.
Помощник госсекретаря США во времена президента Билла Клинтона Стивен Пайфер в беседе с «Газетой.Ru» признал: он обеспокоен тем фактом, что Госдеп слишком медленно заполняет позиции тех руководителей, которые отвечают за росcийско-американские отношения.
В связи с этим он упоминает Уэсса Митчелла и будущего посла США в России Джона Хантсмана. «Оба по-прежнему ждут утверждения в сенате, поэтому неясно, как быстро они будут на месте. И хотя секретарь Тиллерсон и глава МИД России Лавров договорились о переговорах по стратегической стабильности, пока неясно, кто будет их вести на стороне США. В прошлом этим занимался заместитель госсекретаря по международной безопасности и контролю над вооружениями, но Белый дом даже не объявил кандидатуру на эту должность», — рассказал Пайфер.