Сотрудниками ливийской службы по борьбе с терроризмом были арестованы брат предполагаемого террориста-смертника Салмана Абеди Хашим Абеди, а также его отец. Представитель спецслужб Ливии заявил, что оба были членами террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России).
В европейских СМИ появилась фотография Хашима Абеди, опубликованная на его странице в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена). На ней худощавый молодой человек в очках и штанах защитного цвета позирует с ручным пулеметом.
Правда, исходя из снимка, остается неясным, когда и при каких условиях он был сделан. Сам Салман Абеди жил в Великобритании, куда приехал как беженец,
пострадавший от режима Муаммара Каддафи, свергнутого и убитого в результате американского вторжения осенью 2011 года.
Несмотря на то что среди тех, кто ранее участвовал в террористических атаках в Европе, практически нет выходцев из самой Ливии, здесь действуют ячейки игиловцев. По оценкам Пентагона, в стране действует от 4 тыс. до 6 тыс. игиловцев. Такие данные приводит глава африканского командования США Дэвид Родригез.
Анархия по-ливийски
В прошлом году исламисты-игиловцы потеряли контроль над портовым городом Сирт, родиной Каддафи, однако, как отмечает американское издание Vice, у исламистов есть возможность снова овладеть городом и закрепиться в нем — условия для этого создает «анархия» в стране.
Благоприятную среду для игиловцев в Ливии создает внутренний конфликт между созданным при помощи ООН правительством национального единства под руководством Фаиза Сараджа и альтернативным ему парламентом в город Тобруке, которые ведут борьбу между собой.
Еще один важный игрок в ливийской игре — харизматичный генерал Халифа Хафтар, которого поддерживает альтернативная власть в Тобруке. Генерал ведет самостоятельную борьбу против игиловцев, но конфликтует с правительством в Ливии.
В связи с ситуацией в Ливии часть экспертов считает, что эта страна может стать следующим после Сирии полигоном для террористов, однако директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин такого мнения не разделяет:
«Несмотря на то что игиловцы в Ливии есть, их гораздо меньше, чем в Сирии, и искоренить их на территории Ливии не будет большой проблемой. Необходимость борьбы с ними разделяют все ведущие игроки», — рассказал эксперт.
Стоит отметить, что ситуация в Ливии, где стабильный, но одиозный режим полковника Муаммара Каддафи был свергнут США и НАТО, что привело страну к хаосу, серьезно беспокоит Запад. Из Ливии и через Ливию, которая находится совсем недалеко от Италии, в Европу пытаются попасть тысячи беженцев. По данным ООН, только c начала текущего года в Средиземном море утонуло более 1 тыс. ливийских беженцев.
Однако в НАТО категорически против военного присутствия в Ливии, и альянс ограничивается в основном технической помощью официальному ливийскому правительству. Правда, на открывающемся в Брюсселе саммите НАТО генсек альянса Йенс Столтенберг заявил, что альянс поможет Ливии создать современное министерство обороны, генштаб и разведывательные структуры.
в отдельном репортаже
Роль России в урегулировании кризиса
Свою помощь Ливии оказывает и Россия, однако делает это избирательно: ее адресатом стал генерал Хафтар, который с почестями был принят на борту авианосца «Адмирал Кузнецов», а затем в Москве с ним встретился глава МИД России Сергей Лавров.
Тема происходящего в Ливии стала одной из ключевых во время встречи президента Владимира Путина и итальянского премьер-министра Паоло Джентилони. По ее итогам Путин отметил, что надежда на установление гражданского мира в Ливии есть.
«Страна — чрезвычайно важная в регионе и важна для Европы с учетом того, что она становится определенным транзитным пунктом для большого количества беженцев, особенно из Черной Африки в Европу», — сказал Путин.
По мнению Шумилина, возможность победы над террористами в Ливии будет достигнута в случае объединения против игиловцев всех политических сил, и здесь важной будет позиция генерала Хафтара, который не хочет подчиняться правительству в Триполи и хочет «наварить себе политический капитал».
Россия же, по словам Шумилина, видит в Хафтаре некоего авторитарного правителя, которого Москва «раскручивает как нового strongman».
В ситуации внутреннего противоборства в Ливии многие игроки «уповают на Трампа», от которого ждут собственного плана действий в этой стране. Для американского президента это действительно было бы возможностью укрепить свой образ на Ближнем Востоке, учитывая, что интервенция в Ливии была проведена его предшественником Бараком Обамой. Сам Обама впоследствии назвал ее большой ошибкой своего президентства.
Сам Трамп, в свою очередь, сторонится более активной роли в Ливии, о чем он сказал на встрече с премьером Италии Паоло Джентилони. «Я думаю, что у США сегодня достаточно ролей», — сказал Трамп в конце апреля.
Как отметил в недавнем комментарии на сайте Института Брукингса в Вашингтоне аналитик Фредерик Вехрей, именно США должны взять на себя лидирующую роль в Ливии. «Отдать ливийский вопрос на откуп Европе ничем не кончится. Без американцев роль европейцев будет лишена серьезной поддержки, что приведет к ведущей роли России», — подчеркивал он.