Высокопоставленный представитель Белого дома сообщил американскому изданию The Wall Street Journal, что встреча президента России Владимира Путина и его американского коллеги Дональда Трампа в ближайшее время не планируется. Американский чиновник заявил об этом на следующий день после заявления замглавы МИД Сергея Рябкова о том, что подготовка к встрече уже началась, но конкретная дата пока не определена.
По этим данным, договоренность о встрече между Путиным и Трампом была достигнута во время недавней беседы между госсекретарем США Рексом Тиллерсоном и главой МИД Сергеем Лавровым 16 февраля.
По словам Рябкова, «практическая подготовка» к проведению встречи двух лидеров запущена, однако точной даты пока нет.
Глава отечественного Совета Федерации Валентина Матвиенко уверена, что повестка диалога Путина и Трампа будет посвящена, по собственным словам, «необходимости размораживания наших отношений». «Это не случится моментально, нужно время, нужно осмысление позиций, поиска взаимоприемлемых решений», — рассказала она журналистам 1 марта. По сведениям Матвиенко, договоренность о встрече была достигнута в ходе телефонного разговора двух лидеров 28 января.
О том, что российский президент, никогда лично не знакомый с Трампом, серьезно готовится к контакту, свидетельствует тот факт, что для него приготовили психологический портрет Трампа. Об этом в интервью телеканалу NBC News сообщил экс-замглавы МИД Андрей Федоров, который знаком с американским президентом.
Как отмечает канал, в этих документах Трамп предстает как рисковый, но наивный человек.
В свою очередь, согласно докладу «Дональд Трамп: профессиональный профиль нового президента США», подготовленному Международным дискуссионным клубом «Валдай», практическая реализация договоренностей США и России «будет зависеть от характера личных отношений между лидерами двух стран и станет предметом торга».
Хаос правит
На данный момент есть немалый шанс, что первая официальная встреча между президентами США и России может пройти на саммите «большой двадцатки», который состоится в июле в Гамбурге. За это время в отношениях Москвы и Вашингтона многое может измениться.
Первая встреча Путина с предыдущим республиканским президентом США Джорджем Бушем-младшим произошла в июне 2001 года, через шесть месяцев после избрания последнего. В свою очередь, первая встреча между американским президентом-демократом Бараком Обамой и его тогдашним российским коллегой Дмитрием Медведевым произошла в апреле 2009 года, через четыре месяца после вступления Обамы в должность. На данный момент Трамп только что завершил первый месяц своего правления.
Несколько месяцев «форы» перед встречей — это возможность подготовить команду в Госдепе, которая будет организовывать переговоры между двумя лидерами. Пока твердых назначений в Госдепартаменте нет. На место Виктории Нуланд, заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии, которая вела российское направление, прочат Джона Хефферна, бывшего посла США в Армении.
Однако, как рассказал «Газете.Ru» американский дипломатический источник, процесс с вхождением в должность новых людей «затянулся» и Хефферн — далеко не окончательная кандидатура на пост, который оставила Виктория Нуланд.
Один из российских дипломатов в беседе с «Газетой.Ru» также отмечал, что в работе администрации Белого дома пока «царит хаос».
Несмотря на то что во время первой встречи Путина и Трампа вряд ли прозвучат важные заявления, от нее зависит, как будет выстраиваться диалог между двумя политическими деятелями.
Сам Трамп во время предвыборной кампании неоднократно уважительно отзывался о российском лидере, за что стал объектом нападок со стороны СМИ. Правда, в последние недели со стороны команды Трампа звучит немало жестких заявлений в сторону Кремля, что настораживает российскую сторону.
«Мы должны предложить Трампу сами»
Как отмечает директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев, из заявлений Трампа можно понять, что многие вещи американский президент готов «отыгрывать назад». Поэтому пока неясно, какой линии он будет придерживаться в отношениях с Россией.
Для того чтобы заручиться поддержкой скептически настроенного к Трампу конгресса, президенту США нужно доказать, что его подход к Москве работает: продемонстрировать, что Россия готова пойти на уступки. «Мы должны сами найти что ему предложить», — рассказал эксперт «Газете.Ru».
Это касается в том числе вопроса санкций, которые хотя и лежат в компетенции президента, вряд ли будут сняты скоро. При этом российские высокопоставленные лица сами понимают, что санкции — проблема долгосрочная. «Мы должны приготовиться к тому, что мы будем жить в условиях санкций неопределенно долго», — предупредил 1 марта российский премьер Дмитрий Медведев.
По мнению главы Фонда изучения США имени Рузвельта при МГУ Юрия Рогулева, на повестке дня российско-американского переговорного процесса стоит борьба с терроризмом и вопрос договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Обе стороны обвиняют друг друга в нарушении договора, и, как отмечает Рогулев, «вопрос требует длительных консультаций».
Нынешний договор СНВ-3 истекает в 2021 году. США и Россия до сих пор не начали консультации о продлении этого документа или о заключении договора-«наследника».
Как считает Ознобищев, вопрос совместной борьбы с терроризмом в Сирии также нуждается в детальной проработке. «Все это красивые лозунги. Специалисты в борьбе с терроризмом и так взаимодействуют при любой погоде. В случае с Трампом надо продемонстрировать, что Россия — уникальный партнер, который нужен США», — добавил эксперт.
Вперед к изоляции
Вашингтон не исключает наземной операции в Сирии, отправив туда ограниченные силы своего «спецназа». Это будет означать необходимость российско-американского взаимодействия непосредственно на земле, считают эксперты.
Трамп уже намекнул в послании к конгрессу в среду, что США будут искать «новых друзей» для борьбы с терроризмом. Речь, вероятнее всего, идет о государствах, не входящих в военный блок НАТО, в котором Вашингтон играет традиционно лидирующую роль. Среди «новых друзей» вполне может быть Россия, с которой США активно взаимодействовали в Афганистане во времена администрации Буша-младшего.
России может понравиться и «изоляционистский» тон послания Трампа, который считает, что «американское лидерство должно быть основано на жизненных интересах безопасности, которые США разделяют со всем миром».
Пока во внешнеполитических приоритетах Трампа немало противоречий, отмечает профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Курилла. Он обращает внимание на послание президента конгрессу 28 февраля.
«Сетования на большие деньги, потраченные на Ближнем Востоке, — и жесткая риторика в отношении Ирана, обещание разгромить ИГ (организация запрещена в России) и поддержать Израиль, — рассуждает эксперт. — Не видно, где тут стремление сэкономить».
При этом Трамп собирается существенно увеличить расходы на оборону — на $84 млрд. Это тревожный сигнал для России. «Главное для нас — не ввязаться в гонку вооружений», — считает Ознобищев.