Алексей Навальный, набравший на выборах мэра Москвы в 2013 году 27,24% голосов, сталкивается со сложностями по ходу подготовки новой кампании — на этот раз президентской. Сбор средств, организованный в поддержку будущего кандидата его соратником Леонидом Волковым, теперь не сможет, по всей видимости, вестись через сервис электронных платежей «Яндекс.Деньги». Об отказе в предоставлении своих услуг для политической деятельности компания сообщила Волкову в минувшую пятницу.
Таким образом, уже в самом начале кампании (сама она будет объявлена за 100 дней до даты выборов) Навальный отчасти повторяет свой прошлый предвыборный опыт. Четыре года назад, в самый разгар мэрской кампании, Навальный был приговорен к пяти годам лишения свободы по делу «Кировлеса» и взят под стражу в зале суда. Это вызвало возмущение москвичей и, как считают наблюдатели, значительно подогрело интерес к освобожденному на следующий же день оппозиционному кандидату.
Теперь же, помимо повторного рассмотрения дела «Кировлеса», Навальный полагает, что ему ограничивают возможность собирать пожертвования — якобы в этом повинен главный государственный банк страны — Сбербанк, владеющий «Яндекс.Деньгами». Суть проблемы Навальный изложил в понедельник на своих ресурсах. Оператор платежной системы обратился к Волкову с посланием, которое в вольном изложении Навального передано следующим образом:
«Чуваки, нам звонит ЦБ («Яндекс.Деньги» как платежная система попадает под их регулирование) и требует, чтоб мы под любым предлогом закрыли кошелек Леонида Волкова, на который мы собираем деньги».
По всей видимости, речь идет о каком-то неформальном общении, поскольку из фактической переписки Волкова с оператором (предоставленной «Газете.Ru» им самим) следует, что владелец платформы заподозрил владельца кошелька в использовании его в коммерческих целях (по всей видимости, из-за количества поступающих средств) и интересовался целями, с которыми используется сервис.
Волков дал запрошенные у него пояснения:
«Сущность этих операций — сбор добровольных пожертвований на подготовку к кампании Алексея Навального по выборам президента России в 2018 году.
Граждане добровольно передают мне, как начальнику избирательного штаба, денежные средства, которые будут использоваться на создание инфраструктуры, необходимой для того, чтобы подготовиться к сбору подписей в поддержку выдвижения кандидата».
После некоторых раздумий со стороны «Яндекс.Денег» Волков получил уведомление, в котором сообщалось, что использование кошелька в обозначенных целях «может быть расценено регулятором как противоречащее законодательству о выборах». Заботясь о репутации сервиса, его владельцы вынуждены просить прекратить его использование в заявленных целях, в противном же случае в соответствии с условиями пользовательского соглашения в пятидневный срок кошелек заблокируют.
Позднее пресс-служба сервиса распространила официальный комментарий, из которого следует, что руководство компании посчитало, что указанная деятельность может быть квалифицирована с точки зрения закона неоднозначно, что несет с собой «комплаенс-риски» (потенциальные ограничительные действия со стороны регулятора — в данном случае ЦБ). Поэтому было принято решение «изменить условия пользовательского соглашения и внести пункт, ограничивающий сбор средств на кошелек в политических целях».
Юристы Фонда борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов и запрещена в России), работающие с Алексеем Навальным, не видят в деятельности по сбору средств никаких нарушений законодательства о выборах, поскольку выборы еще не объявлены, а значит, и действие положений закона «О выборах президента Российской Федерации» на текущий момент не распространяется. Эту точку зрения выдвинул в разговоре с «Газетой.Ru» специалист по избирательному праву Алексей Сюзюмов: «В законе о выборах президента нет прямой нормы, запрещающей подобное привлечение средств до официального объявления выборов, а следовательно, и запрещать это делать у ЦБ нет никаких оснований».
Впрочем, анализ действующей законодательной базы в области регулирования «электронных денег» показывает, что отсылки на закон о выборах в текущей ситуации не совсем уместны, так как деятельность «Яндекс.Денег» находится в сфере ответственности ЦБ и на сервис распространяются все законодательные ограничения и нормы регулятора. В частности, деятельность сервиса во многом регулируется федеральным законом от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Согласно федеральному закону, запрос «Яндекс.Денег» к Волкову правомерен, так как он опирается на десятую статью закона «О национальной платежной системе», а также на 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...».
Напомним, что закон «о противодействии легализации доходов...», а также внутренние инструкции регулятора обязывают банки и финансовые организации в неукоснительном порядке запрашивать у клиентов источники происхождения денежных средств при возникновении малейших подозрений на возможное отмывание денег.
Поводом для запроса источников средств служит как подозрительно высокая активность по счету, так и переводы больших сумм денег (от 600 тыс. рублей). Неисполнение этого предписания организацией наказывается регулятором отзывом лицензии, что равносильно закрытию.
Косвенным подтверждением этой позиции можно считать и сам текст полученного Волковым уведомления, в котором юристы «Яндекс.Денег» дают конкретные ссылки на положения пользовательского соглашения и федерального закона «О национальной платежной системе».
Не отменяет права «Яндекс.Денег» отказать клиенту и в предоставлении услуг. «Формально вопрос закрытия так называемого электронного кошелька переведен в договорно-правовую плоскость, где есть небанковская кредитная организация, владелец счета и договор между ними, — отмечает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. — Одна из сторон этого договора (оператор сервиса. — «Газета.Ru»), пользуясь правом, предоставленным ей самим этим договором, отказывается от него».
При этом мотивы такого отказа с юридической точки зрения не имеют принципиального значения, а значение имеет лишь наличие или отсутствие права на это, добавляет юрист.
«Как и любая сделка, отказ от договора может быть оспорен, однако, на мой взгляд, при рассмотрении такого спора судом вряд ли будут исследоваться обсуждаемые причины, поскольку в предмет доказывания по гражданскому делу будет входить исследование формальных обстоятельств и условий расторгнутого договора», — резюмирует он.
Судебные перспективы такого рассмотрения команда Навального прекрасно осознает: ни о каких исках в обращении не упоминается. Но это не мешает эффективно использовать информационный повод для привлечения дополнительного внимания к кампании. Навальный в открытом письме требует от главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной объяснений и предлагает «Яндекс.Деньгам» создать «согласительную комиссию» для рассмотрения юридических аспектов дела, а заодно привлечь к ее работе главу Сбербанка Германа Грефа.
Надо отметить, что закон о выборах, когда его положения вступают в силу, строжайшим образом контролирует формирование избирательного счета кандидата. В частности, сумма пожертвований частных лиц в составе избирательного фонда не может превышать 6 млн руб. (по информации штаба самого кандидата, собрано уже более 12 млн руб.). Невозможно финансирование кампании иностранными гражданами и юридическими лицами.