По приблизительным подсчетам, до двух миллионов человек приняли участие в массовых маршах протеста на следующий день после инаугурации Дональда Трампа. Четверть из них съехались в Вашингтон из соседних штатов на «Женский марш».
Протесты также прошли в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне, Нью-Йорке, Новом Орлеане и ряде других городов.
Накануне, во время самой инаугурации в Вашингтоне, были задержаны несколько сотен человек, пытавшихся сорвать церемонию, — им предъявлены обвинения в организации массовых беспорядков.
Судя по плакатам и лозунгам маршировавших в столице США, основным своим противником они видят не столько Трампа, сколько явление мизогонии — ненависти и презрительного отношения к женщинам, ассоциирующегося в американской культуре с традиционными ценностями, приверженцами которых является подавляющее большинство электората нового президента и Республиканской партии. Хорошим примером проявления мизогонии можно назвать распространяемые в сети ролики, где сравнивается поведение Трампа и Обамы по отношению к их женам во время инаугурационных торжеств. На одном из них приехавший первый раз в Белый дом Барак Обама, выйдя из лимузина, ждет, пока к нему подойдет вышедшая из другой двери Мишель, и только потом они вдвоем поднимаются на крыльцо, где их приветствуют супруги Буш. Меланье Трамп в той же ситуации своего мужа пришлось догонять.
Весомости протестам придало участие многих знаменитостей — Скарлет Йоханссон, Эшли Джадд, Алиша Киз выступили на марше в Вашингтоне.
Но самым запоминающимся стало выступление Мадонны, которое пришлось выводить из прямого эфира CNN из-за большого количества экспрессивной и ненормативной лексики. Ораторша даже призналась, что подумывала взорвать Белый дом, «но это ничего не решит», а победить поможет только любовь. Певица приветствовала собравшихся на «революции любви, восстании, нашего отказа как женщин принимать эту новую эру тирании». При этом, как отметила 58-летняя поп-дива, под угрозой не только женщины, «но и все маргинализированные люди». И действительно, в протестах против Трампа объединились представители всех меньшинств Америки.
в отдельном репортаже
«Я тройное меньшинство: иммигрант, женщина, гей, — пояснила свою мотивацию «Газете.Ru» участвовавшая в марше жительница Нью-Йорка Лариса, приехавшая в США из России. — Он [Трамп] против всего этого активно выступал. Обычно политики сдерживают хотя бы нападки на женщин. Люди чувствуют, что взгляды Трампа отбросят права женщин на много лет назад. Это главное, что связывало марширующих. Развитие феминизма в США сильно отличалось от российского. СССР всех хотя бы формально сравнял. Здесь [в США] женщины активно добивались равенства, а он ведет себя в этом отношении как прежде».
По словам участницы протестов, многие из маршировавших были белыми женщинами, которые никогда такого отношения к себе не испытывали. Были среди протестующих и те, кто сам добивались равноправия во время движения за гражданские права в 60-х.
При этом тревожат население не только высказывания и публичное поведение президента, но и предлагаемые изменения в политике — закрытие бесплатных центров планирования семьи, отмена всеобщего медицинского страхования, на которое рассчитывают одинокие матери, депортация мигрантов и строительство стены на границе с Мексикой.
«Мне лично страшен тот факт, что республиканцы исходят из религиозного фундаментализма в своей политике, и их очень много теперь не только в Белом доме, но и в парламенте, — объясняет опасения миллионов американцев Лариса. — Я в Америке всегда чувствовала себя безопасно, потому что здесь дотошное равноправие. И мне действительно кажется, что не только президент, а сумма государственных органов сейчас смогут что-то изменить в этом поле».
Помимо самого Трампа, во время выступлений нелестно поминали вице-президента Майка Пенса (за гомофобию), президента России Владимира Путина (за якобы поддержку Трампа во время кампании) и министра образования новой администрации, представительницу одной из богатейших семей Америки Бетси Девос (за непрофессионализм и незнание жизни обычных школ).
Сам Дональд Трамп отреагировал на волну протестов привычным для себя способом — через твиттер.
В воскресенье он сначала покритиковал знаменитостей за «вред общему делу» и поддел протестующих, задавшись вопросом, где же они все были во время выборов. Это наверняка еще больше разъярило его ненавистников, ведь новый хозяин Белого дома проиграл около трех миллионов голосов избирателей Хиллари Клинтон и стал президентом только за счет распределения голосов выборщиков. В результате парой часов позже появился его новый твит: «Мирные протесты — отличительный признак нашей демократии. Даже если я не всегда согласен, я признаю право людей на выражение своих взглядов».
Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев считает, что протесты такого масштаба в инаугурационный период — явление исключительное с исторической точки зрения, а в последний раз в Америке так протестовали только на фоне импичмента Ричарда Никсона.