Президент России Владимир Путин одним указом освободил Анатолия Антонова от должности заместителя министра обороны, а другим — назначил заместителем главы МИДа.
Антонов считается одним из опытнейших российских переговорщиков по ядерной тематике. Он в течение долгого времени работал в МИДе, перешел на работу в Минобороны при министре Анатолии Сердюкове и сохранил свою должность при Сергее Шойгу.
«Культура переговоров утеряна»
В вопросы его компетенции входили контакты с военными ведомствами иностранных государств. Во время работы в должности директора департамента по вопросам безопасности и разоружения МИДа в 2004–2011 годах Антонов курировал переговорный процесс в области ядерных разоружений.
В период работы во внешнеполитическом ведомстве Антонов возглавлял российские делегации на переговорах по Договору о нераспространении ядерного оружия, о запрещении химического и биологического оружия. Он также возглавлял делегацию на переговорах с США по новому Договору об СНВ в 2010 году.
Антонов пользовался большим уважением западных коллег, хотя имел репутацию «жесткого переговорщика»,
рассказывает работавший с дипломатом Виктор Мизин, специалист в области международной безопасности.
«Он внес колоссальный вклад в выработку нового Договора по СНВ, и сейчас такой человек будет очень полезен для МИД», — говорит Мизин.
Знакомый с Антоновым директор Независимого института стратегических оценок Сергей Ознобищев отмечает, что назначение Антонова говорит о том, что позиция российской стороны в ожидании прихода в Белый дом Дональда Трампа меняется на более конструктивную. При этом Ознобищев отмечает, что МИД в данный момент нуждается в опытных переговорщиках уровня Антонова. «История и практика переговоров утеряна — молодежь воспитывалась в последние годы совсем на других идеях», — говорит он.
О том, что опыт переговорных процессов утерян, недавно заявил и экс-глава МИД России Игорь Иванов. «В России и США утеряна культура переговорного процесса», — сказал он, выступая на конференции по ядерной безопасности в рамках Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы.
Иванов, на посту министра иностранных дел участвовавший во многих переговорах на высшем уровне, отметил, что как в российском, так и в американском внешнеполитическом ведомстве осталось совсем немного людей, способных вести переговоры на высшем уровне по ядерной проблематике.
В МИДе объясняют, что Антонов не будет касаться ядерной тематики, а будет заниматься «общими вопросами военно-политической безопасности». Это включает в себя вопросы взаимодействия с военными дипломатами других стран, работу с такими организациями, как ОБСЕ и НАТО.
Наследие Обамы
В последние годы правления администрации Барака Обамы диалог между Россией и США по ядерной проблематике был практически заморожен. Одно из главных опасений вызывает судьба Договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД), подписанного в 1987 году руководителем СССР Михаилом Горбачевым и президентом США Рональдом Рейганом. Договор, который привел к ликвидации целого класса ракет, является «краеугольным» для международной безопасности.
Обе стороны обвиняют друг друга в его нарушении, и этот вопрос, как ожидается, станет «наследием» Барака Обамы для администрации Дональда Трампа. Как ранее утверждал в своей статье для журнала «Огонек» ведущий специалист в области международной безопасности Алексей Арбатов, в случае выхода США из РСМД могут «посыпаться» и другие договоры, такие как СНВ-3 2010 года, а затем и Договор о запрете ядерных испытаний в трех сферах 1963 года.
«Это чрезвычайно важный договор, и его разрушение будет, на мой взгляд, катастрофой и для Запада, и для России. Поэтому сейчас идут дискуссии по взаимным претензиям», — сказал «Газете.Ru» главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Дворкин. По мнению эксперта, все взаимные претензии России и США возможно снять «при нормальных взаимоотношениях в рамках согласительных комиссий».
«Будем ждать, когда созреют до комиссий, но я считаю, что это совершенно недопустимый вариант — разрушение этого договора», — заключил он.
Во время работы в Минобороны Антонов активно занимался проблемами взаимодействия с США по вопросу сотрудничества в Сирии, однако несмотря на наличие рамочного соглашения российского МИДа и Госдепа, обе стороны так и не смогли выполнить его на практике. В результате совместная борьба с «Джебхат ан-Нусрой» (организация запрещена в России) и ИГ (обе организации запрещены в России. — «Газета.Ru») так и не началась.
Кроме указа о назначении замминистра Антонова Путин подписал указ, разрешающий ведомству иметь десять заместителей министра. Сейчас в МИДе девять заместителей министра. В случае, если Россия решит назначить нового посла в США после инаугурации Трампа, им вполне может стать один из действующих заместителей министра. В настоящее время послом России в США является Сергей Кисляк, который в свое время занимал должность замглавы МИД России.