Уходящий год оказался проблемным для белорусско-российских отношений. В прошлый раз президенты двух стран встречались в июне, но этой встречи оказалось недостаточно, чтобы поправить положение. Об этом говорил сам Александр Лукашенко, анонсируя московский визит на встрече с российскими журналистами.
«Нового ничего хорошего не сделали, все больше негатива, — заявил президент Белоруссии. — Но вот на следующей неделе, 22 ноября, мы встретимся с Владимиром Путиным и обсудим принципиальные вопросы с глазу на глаз».
Стилистически визит Лукашенко в Москву говорил о единении Москвы и Киева. Президенты Белоруссии и России посетили торжественный вечер в честь 70-летия патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Оба поздравили духовного лидера, а тот высоко оценил вклад каждого из них в духовное возрождение своих стран. Кирилл говорил о симфонии славянских народов и о том, что задача Церкви — помогать государству, а также что к настоящему моменту была создана «опорная конструкция» для взаимодействия церкви, верующего народа и государства.
Между тем, когда Путин и Лукашенко обсуждали насущные вопросы вдвоем, политическая и экономическая повестка была конфликтной. В ходе переговоров Путин согласился с тем, что отношения в 2016 году не были на высоте. «Имея в виду известные всем нам обстоятельства, в прошлом году было небольшое снижение, и в первом полугодии этого года тоже есть небольшое», — заявил он. — Но исходим из того, что это все явления временные. Главное, что у нас есть не просто большие проекты, главное, что создан механизм воспроизводства и объемов наших торгово-экономических связей и главное — его диверсификации».
Путин напомнил, что Россия — крупнейший торгово-экономический партнер Белоруссии, а та входит в пятерку крупнейших партнеров России.
Олигархи виноваты
Один из центральных вопросов — торговля. На протяжении всего года белорусские компании, поставлявшие в Россию продукты питания, сталкивались с многочисленными претензиями Россельхознадзора. Чаще всего доставалось белорусским молоку и мясу, но так же часто и громко звучали претензии по поводу того, что через Белоруссию в Россию контрабандой идут поставки продуктов из третьих стран — в обход отечественного продуктового эмбарго на европейскую продукцию.
«Запрещенные к ввозу в России товары нередко поставляются по поддельным документам, — объяснял ситуацию заместитель генпрокурора России Владимир Малиновский. — Так, например, в 2015 году в Россию импортировано 573 тыс. тонн белорусских яблок и грибов. По данным минсельхоза Белоруссии, это в пять раз превышает собранный урожай».
Александр Лукашенко на такое потребительское отношение к двусторонним отношениям обиделся.
20 сентября на встрече с государственным секретарем союзного государства Григорием Рапотой белорусский лидер обвинил Москву в продвижении интересов олигархов.
«Когда мы поставляем качественный товар и по приемлемым ценам в Россию, мы бьем по карманам олигархов от сельского хозяйства в России. Они давят на правительство, а правительство дает команду «фас» разного рода чиновникам — от Россельхознадзора и так далее, — говорил Лукашенко. — Они у нас три предприятия открывают для поставок — пять закрывают, пять открывают — шесть потом закрывают. Идет неприкрытое давление».
Впрочем, торговые конфликты не всегда были связаны с продуктами. Например, долгое время на российский рынок не могли пробиться белорусские лекарства. Решить проблему (и то лишь частично) удалось только после того, как Лукашенко обратился напрямую к Владимиру Путину.
В начале 2016 года обострился и конфликт вокруг поставок в Белоруссию российского газа. Тогда официальный Минск, ссылаясь на устные политические договоренности, в одностороннем порядке начал платить за российский газ не $132 за тысячу кубометров, а $73. Обосновывалось это необходимостью соблюдения равнодоходных цен на энергоносители внутри Союзного государства России и Белоруссии.
Однако «Газпром» такой подход не устроил. Уже в мае газовый монополист заявил о наличии белорусского долга в размере почти $300 млн. Минэнерго РФ также настаивало на соблюдении действующего контракта на период 2015–2016 годов. Но в Минске отвечали, что из-за высокой цены на газ белорусские товары оказываются неконкурентоспособными на российском рынке, а это противоречит принципам и Союзного государства, и ЕАЭС.
После ряда переговоров и заявлений, что конфликт «вот-вот разрешится», российская сторона предприняла «воспитательные меры»: урезала поставки беспошлинной нефти на белорусские НПЗ.
Всего Белоруссия недополучила в июне – августе 1,6 млн тонн нефти, что привело к сокращению объемов промпроизводства и уменьшению ВВП Белоруссии на 0,3%. Всего же за третий квартал в республику было поставлено 2,25 млн тонн нефти. Это меньше, чем предполагалось по договоренностям. По итогам года Белоруссия рискует получить 18 млн тонн вместо запланированных 23−24 млн.
Впрочем, у «нефтяного» вопроса есть еще один нюанс. В 2016 году Белоруссия существенно нарастила поставки нефтепродуктов на Украину. Есть вероятность повторения исторического рекорда 2012 года, когда в эту страну с белорусского направления поступило более 4 млн тонн нефтепродуктов. Рост поставок в первом полугодии был не в последнюю очередь связан с российским эмбарго на поставку дизельного топлива на Украину: прежде поставлявшийся из России объем топлива был замещен белорусским ресурсом.
Видимо, Кремль остался не в восторге от того, что украинские танки ездят на белорусской солярке, выработанной из беспошлинной российской нефти.
Буква против духа
В середине года Москва заблокировала свободный проезд следующих через Белоруссию в Россию иностранцев. Впервые после двух десятков лет открытой белорусско-российской границы в РФ начали работать законы, предусматривающие въезд иностранцев на территорию России только через международные пункты пропуска. В результате Россия начала разворачивать на границе следующих транзитом через Белоруссию граждан третьих стран и отправлять на международные пункты пропуска — в объезд за сотни километров.
Скандал быстро замяли, тем более что нововведение не коснулось международных автоперевозчиков. Пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик заявил: «Граждане зарубежных стран пересекают границу Беларуси в международных пунктах пропуска, проходят соответствующий контроль, получают при этом миграционные карты общего с Россией образца. Мы считаем эти процедуры полностью достаточными для дальнейшего беспроблемного движения иностранцев по общему пространству Союзного государства, как это было последние 20 лет».
По мнению Игоря Грецкого, доцента кафедры международных отношений на постсоветском пространстве СПбГУ, в восприятии союза между Россией и Белоруссией и заключается главная проблема взаимоотношений двух стран. В условиях нынешнего кризиса отношений между Россией и ЕС Минск хочет использовать открывшиеся в этой связи легальные возможности, утверждает собеседник «Газеты.Ru». Москва, в свою очередь, недовольна этим подходом Белоруссии, так как видит в этом нарушение духа союзнических отношений.
Сегодня между двумя странами стоит вопрос: как сохранить баланс между существующими правилами и общей идеей союза?
«Минск не раз сталкивался с обвинениями Москвы в реэкспорте европейских товаров, которые подпадают под российские санкции. Однако Белоруссия имеет полное право использовать эту ситуацию. Договоры между Москвой и Минском это не запрещают, — рассказал Грецкий. — Россия, в свою очередь, имеет полное право отстаивать свои национальные интересы и добиваться того, чтобы запрет на ввоз европейской продукции действовал в полной мере. И эта проблема сейчас выглядит тупиковой».
Перед встречей Лукашенко и Путина в Минске прошли переговоры глав МИД России и Белоруссии Сергея Лаврова и Владимира Макея. Последний вновь дал понять, что белорусское руководство не собирается ориентироваться только на Москву.
«Белоруссия продолжит отстаивать позицию о недопустимости принуждения стран-партнеров к выбору между европейской и евразийской интеграциями», — говорил Макей.
Лукашенко жизненно важно использовать любую возможность пополнить бюджет. Политик еще шесть лет назад обещал повысить среднюю зарплату в Белоруссии до $500. Однако обещание до сих пор не выполнено, и Минск ощущает, как поддержка со стороны России постепенно уменьшается, добавил собеседник «Газеты.Ru». В этом смысле реэкспорт европейских товаров видится Лукашенко справедливой альтернативой.
«От нынешнего спада в отношениях между Россией и Европой Белоруссия выиграла и политически. В Минске появилась площадка для переговоров по украинской проблеме. Это настолько повысило авторитет Белоруссии, что ЕС снял с нее часть санкций», — напомнил Грецкий.
Перед поездкой в Москву Александр Лукашенко подстраховался: встретился в Минске с делегацией Комитета по политике и безопасности Совета Евросоюза.
На встрече Лукашенко рассказал европейцам, как те могут поспособствовать экономической — а значит, и политической — независимости Белоруссии.
«Ощутимым вкладом ЕС в укрепление экономической независимости Беларуси могут стать устранение ограничений в торговле, обеспечение реального доступа белорусских товаров на рынок Евросоюза, оказание содействия в выстраивании отношений с МВФ и повышении позиции Беларуси в кредитном рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития, активизация переговоров о вступлении Беларуси в ВТО, — заявил Лукашенко на переговорах в понедельник. — Евросоюз является вторым по значимости рынком для белорусского экспорта и важнейшим источником инвестиций. Взаимный торговый оборот за годы становления независимой Беларуси вырос в десятки раз и по итогам прошлого года составил около $15 млрд».
«Надо учитывать, что Беларусь рассчитывает в декабре – январе провести новый раунд переговоров с ЕС по поводу вступления во Всемирную торговую организацию. Уже прошли на эту тему переговоры в Женеве, и сейчас переговорный процесс проходит свой основной этап, — напоминает белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач.
— Но здесь требуется согласование и с Россией, ведь вступление Беларуси в ВТО неизбежно приведет к изменению тарифной политики внутри ЕАЭС, а это российский интеграционный проект».
По ее мнению, главный вопрос экономической повестки в том, пустит ли Россия Белоруссия в ВТО без особых условий. Точнее, насколько жесткими будут эти условия.