3 октября в Совбезе ООН состоялось первое заседание, на котором председательские функции исполняла Россия. Это заседание было кризисным: за несколько часов до его начала США объявили о разрыве контактов с Москвой по сирийскому вопросу. Это означает, что международный дипломатический процесс вокруг важнейшего военного кризиса современности лишается двух главных гарантов.
Глава МИД Франции Жан-Марк Эйро заявил на заседании Совбеза ООН, что те страны, которые не проголосуют за резолюцию, направленную на то, чтобы положить конец «мучениям в осажденном Алеппо», будут причастны к военным преступлениям в Сирии.
Во втором по значению городе Сирии Алеппо, который находится в осаде со стороны правительственных сил Сирии, развивается гуманитарная катастрофа. В то же время восточную часть города удерживают различные группы радикальных исламистов и боевиков сирийской «умеренной оппозиции».
Россия готова работать над французским документом, несмотря на то что к нему есть вопросы, отметил отечественный постпред при ООН Виталий Чуркин.
Российский дипломат заявил: новизна французского проекта заключается в создании нового контролирующего механизма по прекращению огня. Однако он «не очень эффективно использовался», и в связи с этим у России «есть сомнения относительно работоспособности» нового соглашения, добавил Чуркин.
Назад к противостоянию
Попытка создания новой резолюции по Сирии происходит на фоне полного разрыва сотрудничества России и США по урегулированию в Сирии.
В понедельник вечером Белый дом заявил, что приостанавливает двусторонние контакты с Москвой по урегулированию ситуации в Сирии. Контакты поддерживали глава МИД России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри.
«США и России больше нечего обсуждать с точки зрения соглашения по Сирии. Это трагично для сирийского народа», — заявил пресс-секретарь президента США Джош Эрнест. Представители американского Госдепа подтвердили эту информацию, добавив, что проинформировали российскую сторону.
МИД России отреагировал в довольно жестких тонах. «У нас крепнет впечатление, что в стремлении добиться вожделенной смены власти в Дамаске Вашингтон готов «заключить сделку с дьяволом» — пойти на союз с отъявленными террористами, мечтающими повернуть историю вспять и силой насаждающими свои бесчеловечные нормы», — говорится в официальном заявлении внешнеполитического ведомства.
Россия неоднократно упрекала США в том, что они не желают идти навстречу и разграничивать территорию Сирии на зоны «умеренной оппозиции» и зоны террористических группировок. Это могло бы существенно упростить военную координацию между РФ и США, а также дать новый импульс мирному процессу.
Одновременно Москва неоднократно выражала подозрение, что Вашингтон хотел бы использовать исламистов для свержения режима сирийского президента Башара Асада, российского союзника. Белый дом эти обвинения отвергает.
Вашингтон, в свою очередь, обвиняет Россию в том, что ее авиация бомбит не террористов, а боевиков «умеренной оппозиции», помогая Асаду расчистить территорию Сирии от соперников. США неоднократно обвиняли ВС России в том, что они наносят удары по гражданским объектам в восточном Алеппо, что противоречит действующим соглашениям. Белый дом неоднократно настаивал на свержении Асада. Руководство США рассматривает его как одну из главных причин сирийской войны и срыва переговоров о мирном урегулировании.
4 октября американский телеканал Fox News со ссылкой на американские силовые ведомства сообщил, что на сирийской территории зафиксированы новейшие системы ПВО С-300ВМ «Антей-2500» (SA-23 Gladiator). Это первый раз, когда комплексы используются за пределами границ РФ, утверждает американская сторона.
Пентагон выиграл
По мнению политического аналитика Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодора Карасика, подобного развития событий следовало ожидать.
«Мы подошли к следующей фазе гражданской войны в Сирии. Дипломатическая катастрофа просматривалась с самого начала: невозможно было четко определить, кто есть кто на земле и какие связи между ними и внешними спонсорами, — считает собеседник «Газеты.Ru». — Было понятно, что на процесс окажут влияние несколько факторов. Это политически мотивированные обвинения в военных провокациях с обеих сторон, а также наличие «хромой утки» в кресле президента США».
По его мнению, неопределенность американского предвыборного периода привела к тому, что американский лидер Барак Обама не смог занять твердую позицию на сирийском направлении.
Разрыв американо-российских контактов означает также провал дипломатической линии Джона Керри и победу силовой линии Пентагона во главе с Эштоном Картером. Последний откровенно противился соглашениям с Москвой, даже после того, как они были заключены.
По мнению специалиста по России профессора Колумбийского университета Роберта Легвольда, соглашение Керри и Лаврова по Сирии провалилось из-за глубокого недоверия между странами.
«Этот провал показывает, насколько глубоко испорчены отношения. Вряд ли это вскоре изменится, если учитывать подход обеих сторон к конфликту в Сирии», — рассказал Легвольд «Газете.Ru» в ходе конференции в ВШЭ, организованной Советом по внешней и оборонной политике.
Трамп не спасет
Новые контакты между двумя странами по Сирии могут возобновиться только после смены администрации в Вашингтоне. Это произойдет лишь в январе следующего года. За это время ситуация в Сирии может измениться кардинальным образом.
Глава департамента государственного управления Гарвардского университета Тимоти Колтон считает, что, хотя приход новой администрации дает надежду на изменения, сделать это будет очень тяжело.
«Отношения находятся настолько в плохом состоянии, что вряд ли их возможно улучшить за короткое время, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Эти проблемы имеют фундаментальный характер, и каждый раз, когда они ухудшаются, создается впечатление, что это хуже, чем было раньше».
По мнению Легвольда, подходы США к России вряд ли изменятся, даже если в Белом доме появится нынешний республиканский кандидат Дональд Трамп, несмотря на его предвыборные комплиментарные высказывания в адрес России.
«Другое дело, может ли произойти эволюция как в американской позиции, так и в сирийском конфликте. Это возможно, но ситуация зависит от решения двумя странами сложившихся проблем», — добавил эксперт.
«США и их союзники Франция, Великобритания и Саудовская Аравия сейчас имеют весьма слабое воздействие на оппозицию в Сирии. Российское вмешательство укрепило положение Асада, однако он теперь считает, что его задача — добиться абсолютной победы, а это не совпадает с видением Москвы, — рассуждает Легвольд. — Москва хочет политического урегулирования, но на условиях, которые были бы приемлемы для режима Асада».
В то же время, по мнению профессора Легвольда, ситуация в Сирии создает большой риск для России, которая может увязнуть в этом военном конфликте.
Выходом, по мнению эксперта, может быть новый дипломатический подход. Он возникнет только после того, как силы внутри и извне Сирии поймут, что здесь никто не сможет достичь однозначной победы.
Атмосферу взаимного недоверия в российско-американских отношениях усилил и внесенный президентом России Владимиром Путиным в Думу проект прекращения многолетнего соглашения с США по переработке оружейного плутония.
При этом говорить о том, что США и Россия полностью прекращают сотрудничество по ключевым дипломатическим направлениям, нельзя. Об этом свидетельствует визит в Россию замгоссекретаря США Виктории Нуланд 4 октября. Она собирается обсудить ситуацию в Донбассе. Дипломат пользуется доверием демократического кандидата в президенты США и экс-госсекретаря страны Хиллари Клинтон. В случае ее победы на выборах Нуланд может остаться в новой администрации США. Этот факт делает ее московский визит еще более значимым.