В пятницу премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с журналистами в Сочи не исключил разрыва дипломатических отношений с Украиной в качестве ответной меры за провокацию с засланными в Крым диверсантами. Председатель кабинета министров напомнил, что во время конфликта с Грузией также применялась данная мера. Впрочем, он подчеркнул, что это решение находится в полномочиях президента России и будет использовано лишь в крайнем случае.
Владимир Путин, несмотря на его высказывание о том, что российская сторона не оставит без внимания случившееся в Крыму, пока заявлений по поводу разрыва дипломатических отношений с украинской стороной не давал.
Между тем 12 августа постоянный представитель России при ОБСЕ Александр Лукашевич заявил, что Москва не пустит на территорию Крыма наблюдателей специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ.
«Наблюдательная миссия ОБСЕ работает на территории Украины, но не в Крыму. Крым — это территория России, — объяснил дипломат. — Мы сразу обговаривали, что миссия не касается Крыма как части Российской Федерации».
Ранее заместитель председателя СММ ОБСЕ Александр Хуг заявил об увеличении числа наблюдателей возле границы с Крымом.
Нормандская перезагрузка
Путин 11 августа заявил, что считает бессмысленным возобновление переговоров в нормандском формате по урегулированию конфликта на востоке Украины. В число стран «нормандской четверки» входят Россия, Украина, Германия и Франция.
Российскую позицию конкретизировал председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. По его словам, диверсия в Крыму продемонстрировала, что нормандский формат не только не ускоряет процесс примирения, но и приводит к разрастанию насилия.
«Формат может быть продолжен при условии гарантий Киева отказаться от любых силовых действий, тем более террористического характера, и в отношении российского Крыма, и в отношении юго-востока Украины, — заявил Косачев в интервью ТАСС. — В этом смысле очень важна роль Германии и Франции, которые должны наконец-то потребовать таких гарантий от украинских властей».
Андрей Быстрицкий, председатель совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», который обеспечивает экспертную поддержку Кремлю, считает, что на данный момент Россия пошла только на обострение отношений с ОБСЕ, а не с Киевом, поскольку главная задача — перезапустить переговоры по урегулированию конфликта в Донбассе.
«В ситуации после крымского инцидента естественны дипломатические демарши и резкие заявления, — считает собеседник «Газеты.Ru». — Но важно, что был выбран нейтральный вариант реакции».
Крымская диверсия продемонстрировала даже не обострение противостояния Украины и России, а безысходность донбасского мирного процесса, добавил Быстрицкий.
«Сегодня ощущается нежелание добиться реального результата в этом дипломатическом процессе, причем не только со стороны Киева, но и со стороны Берлина и Парижа, — рассказал эксперт. — Это не означает смерть нормандского формата, но требуется оживить дискуссию, сделать ее эффективной».
В этом контексте выделяются контакты по Украине между Россией и США — формат переговоров, в последние месяцы получивший позитивные отклики со стороны российских властей. В последний раз контактная группа между помощником президента России Владиславом Сурковым и помощником госсекретаря США Викторией Нуланд встречалась в середине июля, когда руководитель американского внешнеполитического ведомства Джон Керри посещал Москву. По окончании переговоров обе стороны говорили о том, что прогресс есть.
«Если США остаются единственной стороной, которая заинтересована в прогрессе на переговорах по Донбассу, то встает вопрос о том, как развить эти контакты, — добавил Быстрицкий. — Но тогда это уже не нормандский формат».
«Россия пугает»
По мнению директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, разрыв дипломатических отношений невыгоден прежде всего Украине. «Более 2 млн трудовых мигрантов работают на территории России, — заявил собеседник «Газеты.Ru». — Кроме того, разрыв официальных связей скажется на международном имидже Украины».
Если дипломатические отношения будут прерваны по инициативе российской стороны, Киев, в свою очередь, введет визовый режим. Об этом заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Это, по его мнению, позволит эффективно фильтровать агентов ФСБ и других российских спецслужб, которые пытаются дестабилизировать ситуацию на Украине.
Народный депутат Верховной рады от партии «Блок Петра Порошенко» Вадим Денисенко полагает, что оперативные задачи президента России Владимира Путина — не допустить установления безвизового режима Украины с ЕС, устроить «неформальный саботаж НАТО» со стороны президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и не дать вступить «скандинавам в НАТО».
Как заявляет Денисенко, от России стоит ожидать актуализации темы «исламского терроризма» в контексте диверсионной группы в Крыму. «Россия будет на бытовом уровне пугать европейцев мусульманскими террористами, которые идут с Украины», — считает политик.
Пока российские спецслужбы проводят расследование по делу диверсантов и заявляют о попытках совершения терактов, украинская сторона обвиняет российскую сторону в развязывании информационной войны.
Контрабанда помогла диверсии
Как сообщила ФСБ, 7 и 8 августа были обнаружены две группы диверсантов, которые хотели организовать в Крыму серию терактов, чтобы расшатать обстановку перед выборами и сорвать курортный сезон.
Как заявляли российские власти, в ночь на 7 августа произошло столкновение между украинскими диверсантами и российскими спецслужбами под Армянском. Сутки разведгруппы, в составе которых были уцелевшие в перестрелке накануне, попытались прорваться через границу на Украину. С украинской стороны их прикрывали танк и БТР. Одновременно произошел отвлекающий маневр — обстрел российского пограничного пункта, при котором погиб десантник. В ходе двухдневной антитеррористической операции погибли двое российских силовиков.
По данным источника «Газеты.Ru» в спецслужбах, «диверсанты проникли по каналам контрабанды, которые контролировал так называемый Меджлис крымскотатарского народа (деятельность этой организации запрещена на территории России и в ряде других стран) вместе с кем-то на крымской стороне».
Согласно этой информации, к маршруту имел отношение бывший сотрудник Службы безопасности Украины, который перешел в ФСБ после событий «крымской весны». На данный момент выясняется, почему этот человек не смог — или не захотел — зафиксировать проникновение диверсантов.
Как утверждает источник, теперь ФСБ просит расширения своих полномочий на полуострове, связь в Армянске отключена до сих пор, а ранее запланированный визит Путина в Крым 19 августа на молодежный форум «Таврида» находится под угрозой срыва. Не исключено, что своего поста лишится начальник управления ФСБ Крыма Виктор Палагин, полагает информированный собеседник «Газеты.Ru».
Другой информированный собеседник «Газеты.Ru» в спецслужбах связал диверсию с сенсационным переназначением руководителя администрации президента Сергея Иванова на пост специального представителя президента России по вопросам природоохранной деятельности.
На место руководителя администрации президента был назначен Антон Вайно, замруководителя аппарата.
По этим данным, позиция Иванова пошатнулась из-за последних событий в Крыму. «Иванов убрал из Крыма Белавенцева (Олег Белавенцев был полпредом президента в Крыму, но в конце июля его округ слили с ЮФО, а сам Белавенцев стал полпредом СКВО. — «Газета.Ru»), — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Иванов прикрывал управление ФСБ по Крыму, но ни во что толком ни вникал».
Крымский Зая — украинский Лис
Предполагаемым организатором диверсий назвали задержанного ФСБ Евгения Панова, уроженца Запорожской области. Он возглавлял самооборону города Энергодара во время острой фазы конфликта на востоке Украины.
В пятницу появилась информация о показаниях Панова. «Мы проехали через города Армянск, Красноперекопск, Джанкой, Феодосию и Керчь, для того чтобы посмотреть объекты диверсий, — говорил арестованный в видеозаписи допроса, которую транслировал телеканал «Россия 24». — В качестве объектов диверсий были определены паромная переправа, нефтебаза Феодосии, объекты города Джанкой, вертолетный полк, химический завод «Титан».
Панов также раскрыл имена и фамилии сопричастных к этой операции. »Кириллов Александр с позывным Кирилл, человек с именем Дмитрий, Петренко Олег с позывным Лис, Сандыл Алексей с позывным Сай, а также человек с позывным Дешек и я», — говорил он.
«Кадровыми офицерами (украинской армии. — «Газета.Ru») были Сандыл Алексей — лейтенант, Владимир Сердюк — капитан, а Кириллов и Дмитрий тоже офицеры, но звания мне неизвестны», — добавил Панов. По его словам, основным организатором диверсий выступило главное управление разведки (ГУР) министерства обороны Украины, а задачей Панова являлся вывод диверсионной группы с территории Крыма через Армянск.
Российские политологи об этой ситуации высказываются в одном ключе: Киев идет на эскалацию конфликта. Как заявил «Газете.Ru» генеральный директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, «Киев продолжает линию на обострение, которая началась несколько месяцев назад с обстрелов Донецка с украинской стороны».
«Понятно, что официальный Киев отрицает свою причастность к попытке устроить теракты в Крыму», — считает он.
Украинская сторона, впрочем, предлагает свою версию событий, которую ее дипломаты уже высказали накануне на заседании Совбеза ООН.
По мнению секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова, перестрелка на административной границе произошла не между украинскими и российскими военными, а между разными подразделениями правоохранительных органов России.
Турчинов считает, что заявления ФСБ о причастности ГУР минобороны Украины к этой ситуации являются информационной провокацией, а украинцы Евгений Панов и Андрей Захтей, задержанные российскими силовиками по подозрению в подготовке терактов в Крыму, являются рядовыми гражданами, похищенными для прикрытия преступных действий России, и подвергаются пыткам.
После советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко скорректировал эту версию. Он написал в Facebook, что Андрей Захтей — это «банальный антиукраински настроенный и дважды судимый рецидивист по кличке Зая».
По данным Геращенко, Зая был осужден в 1998 году за грабеж, а во время «евромайдана» публиковал в соцсетях антиукраинские лозунги. «В общем, если Зая и агент, то точно не украинских спецслужб. Скорее всего, его используют как «консерву» агенты ФСБ», — сделал вывод Геращенко.