«Альтернативы Кадырову нет. Народ его однозначно не отпустит, — говорит в интервью «Газете.Ru» председатель парламента Чечни Магомед Даудов. — Рамзан Ахматович много раз говорил, что не держится за свою должность, поэтому для меня лично ничего нового в этом заявлении нет. Для меня очевидно, что на выборах жители Чечни на 100% поддержат Кадырова, потому что чеченцы благодарный и благородный народ, и они прекрасно помнят, что в тяжелые для нас дни он единственный ничего не побоялся и взял все на себя. Думаю, что и через 10, и через 20 лет, и вообще сколько будет жив Кадыров, народ Чечни будет за него».
В апреле истекает пятилетний срок полномочий у главы Чечни. Возникает вопрос: нет ли у Кремля планов предложить республике нового руководителя и кто это может быть?
Последние два месяца Рамзан Кадыров не покидает информационное поле, будто специально «вызывая огонь на себя». В День российской печати Кадыров назвал оппозиционеров «предателями» и «врагами народа». После чего начались флешмобы «против Кадырова» и «за Кадырова» — в последнем кроме артистов и шоуменов отметилась вся верхушка «Единой России». Позже на митинг в поддержку Кадырова (в рабочий день!) съехалась вся Чечня.
Спустя некоторое время Кадыров выложил в инстаграме видео экс-премьера Михаила Касьянова, сделанное будто сквозь прицел автомата. «Кто не понял, тот поймет», — написал Кадыров. Видео удалила сама соцсеть как не удовлетворяющее ее требованиям, но оно уже разошлось тысячами репостов. Опять буря возмущения — после убийства оппозиционного политика Бориса Немцова в ста метрах от Кремля, среди организаторов и исполнителей которого следствие называет жителей Чечни, «шутить» на эту тему не очень уместно.
Заявлений из Кремля не последовало. Затем на голову Касьянова в московском ресторане обрушился торт. И снова исполнителями были чеченцы, а видео нападения на следующий день попало в СМИ.
Столь активное присутствие Кадырова в новостной повестке не прошло даром —
в январском рейтинге «Медиалогии» Кадыров впервые получил отрицательный результат: его цитировали по-прежнему много, но в основном в отрицательном ключе.
Несколько дней назад Кадыров вновь вернулся в информационное поле: первым выложил в сеть доклад оппозиционера Ильи Яшина о состоянии дел в Чечне. По словам Кадырова, представители ПАРНАСа «анонсировали доклад как некий сенсационный материал». «Мы его публикуем, чтобы каждый, кто желает, мог ознакомиться, не дожидаясь пресс-конференции. Свое отношение к этому театру одного актера я выражаю тем, что тиражирую сие произведение. Не знаем, что за болтология еще будет, но написанное не содержит ничего, кроме болтовни», — написал глава Чечни. Республиканские СМИ смело назвали это «гениальным ходом», а во время презентации доклада, в котором говорилось «о коррупции, нарушении прав человека и насилии по политическим мотивам в Чечне», в Яшина бросили «долларовые» купюры.
Какие сигналы и кому посылает Кадыров?
Один из околокремлевских экспертов в разговоре с «Газетой.Ru» предположил, что между Кремлем и Грозным в последнее время идет «обмен сигналами». «У федерального центра нет инструментов изменить в свою пользу ситуацию в Чечне. Допускаю, что идет торг за ресурсы, возможно, что даже это торг не на уровне переговоров, а сигналов. То есть ни центр, ни Кадыров не называют условия. Они делают какие-то шаги и ждут реакции другой стороны», — полагает он.
Есть ли в принципе у Кадырова хотя бы потенциальный преемник?
Сам Кадыров называл таковым депутата Госдумы Адама Делимханова. Другим влиятельным человеком, по сути правой рукой Кадырова в Чечне, является спикер республиканского парламента Магомед Даудов.
Делимханов курирует все внешние связи Чечни, например с Ближним Востоком, и является представителем Кадырова в Москве, объясняет политолог Вадим Самодуров. По его словам, именно Делимханов — наиболее сильная фигура и вероятный преемник Кадырова в будущем. Этот чеченский политик вписан в федеральную повестку. Даудов же — фигура скорее регионального, а не федерального значения.
Политолог Николай Миронов считает, что у Кадырова остается много недоброжелателей и в республике, и в федеральных структурах. И как всегда перед перевыборами в регионах, они пытаются поднять вопрос о смене власти в Чечни перед президентом. Например, назначить другую фигуру из республики или привести туда федерального «генерал-губернатора». «Впрочем, пока Кремлю объективно выгодно оставить статус-кво», — заключает Миронов.
«Положение Кадырова вполне устойчиво, и каких-то альтернативных вариантов не существует. А вот что касается условий его переназначения, здесь может быть определенный торг, — считает политолог-регионалист Ростислав Туровский. — На мой взгляд, конфликты последнего времени нанесли ему определенный урон. Об отставке речи быть не может, так как для федеральных властей он по-прежнему один из столпов стабильности в Чечне, но отдельные элементы торга между ним и центром возможны. Власти оказываются в позиции, когда могут не идти на дальнейшие уступки Кадырову».
Например, Кадыров еще в прошлом году просил отдать республике «Чеченнефтехимпром». Фактически шел торг за контроль над экономическими ресурсами республики. «Однако, когда вокруг Кадырова возникают неоднозначные ситуации в публичном поле, федеральные власти имеют полное право сказать, что полномочия они ему продлят, но просить большего не стоит», — объясняет Туровский.
Что означают слова Пескова насчет якобы нерешенного вопроса с продлением полномочий Кадырова? «Фактически Песков сказал: «Придет время — все узнаете», это формальная реакция. И по ней нельзя судить о каких-то новых акцентах в ситуации, — говорит глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. —
Что касается Кадырова, то до вчерашнего дня он выбирал тактику обострения. Она наиболее результативная, хотя и рискованная.
Понятно, что он показывает силу, но при этом актуализирует существующее недовольство. Хотя сейчас он показал новый маневр. Выкладывание доклада Яшина, проклятия в сторону Берии и Сталина — все это уже выглядит как игра полутонами. Но задача обострения для него не снята. Мне кажется, сейчас самые разные игроки, заметив, что у главы Чечни заканчиваются полномочия, начинают как-то импровизировать».
Хорошо информированный источник во властных структурах заявил «Газете.Ru», что вокруг Кадырова сейчас «идет многовекторная игра, и если что-то начинается, это делается мгновенно и неожиданно либо не делается очень долго, и месяц, и год».
«Решение по фигуре Кадырова — это Украина и Сирия, вместе взятые, — говорит он, имея в виду значимость решения и масштаб его возможных последствий. — Там должна быть коалиция тех, кто по силе фигуры и позиции может как минимум быть противопоставлен. Сейчас в регионе Кавказа таковых нет». Решение о продлении или непродлении полномочий Кадырова может принять только один человек, и это не Володин и даже не Иванов, заметил собеседник, имея в виду, что ни глава администрации, ни его первый зам такое решение без Путина не примут.