Заместитель министра Антонов заявил, что встреча пройдет на уровне постпредов по линии МИДа. «Я думаю, что она состоится», — сказал заместитель министра, отметив, что она будет «сигналом для наших коллег задуматься о будущем наших взаимоотношений». Вопрос такой встречи «в проработке», подтвердил «Газете.Ru» источник в российском МИДе.
Постпред России при НАТО — дипломат Александр Грушко. Если заявленная встреча состоится, она станет первым официальным контактом с руководством альянса. Известно, что Грушко проводит время от времени неформальные встречи со своими коллегами в альянсе, однако никаких официальных контактов в штаб-квартире НАТО у него нет. В 2014 году из НАТО был отозван военный представитель Минобороны России Валерий Евневич.
Политические контакты между Россией и НАТО были полностью заморожены после присоединения Крыма к России. Главным механизмом сотрудничества между НАТО и Россией был Совет Россия — НАТО, который занимался вопросами сотрудничества между двумя организациями. На фоне кризиса на Украине отношения альянса и России резко ухудшились, члены блока заняли консолидированную позицию, осудив поддержку Россией сепаратистов на востоке Украины.
Но по мере затихания конфликта на Украине и начала участия России в конфликте в Сирии между альянсом и Россией возникла необходимость диалога.
К нему уже призывали отдельные члены альянса — Германия и Франция, последняя даже наладила определенное взаимодействие с Россией в Сирии. Президент России Владимир Путин, выступая на одной из коллегий Минобороны, назвал французских военных «союзниками» в борьбе с исламистами. В беседе с журналистами заместитель главы Минобороны Антонов отметил, что контакты между военными из западных стран с Россией сохраняются, однако их представители просят «не афишировать контакты» из-за нежелания портить отношения с Брюсселем.
Однако, несмотря на эти встречи, между НАТО как блоком и Россией существует немало трений, которые вряд ли удастся разрешить в ближайшее время. Важной проблемой является Венский документ ОБСЕ 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности. Он предусматривает ежегодный обмен информацией о военных силах и бюджетах альянса и НАТО. В альянсе настаивают на модернизации документа с целью обеспечить большую прозрачность во взаимном контроле. В России это пока считают «нецелесообразным» «на фоне антироссийской направленности натовских учебно-тренировочных мероприятий», свертывания контактов по военной линии между НАТО и Россией».
По мнению директора Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова, Венский документ действительно нуждается в модернизации, учитывая изменившиеся условия в сфере международной безопасности.
«Конфликты приобретают напряженность, нужна большая транспарентность действий друг друга. Секретность нужна тем, кто что-то готовит. Другое дело, что договор модернизации должен учитывать интересы всех сторон», — говорит Арбатов.
Одним из главных является недовольство России усилением активности альянса около российских границ, в частности в странах Балтии. Кремль считает, что эти действия нарушают Основополагающий акт между Россией и НАТО о неразмещении постоянной инфраструктуры альянса возле российских границ, подписанный в 1997 году. В НАТО заявляют, что военные и техника размещаются лишь на условиях ротации.
Эксперты отмечают, что улучшение отношений между НАТО и Россией во многом зависит от США, страны, которая во многом определяет политическую линию альянса. Арбатов считает, что расширенные контакты между американскими военными могут оказать влияние на улучшение отношений между Россией и НАТО, однако «особым вопросом» этих отношений является член альянса Турция. Отношения между Анкарой и Москвой ухудшились после инцидента с российским самолетом Су-24, сбитым турецкими ВВС.
Определенное взаимодействие между российскими и американскими военными в Сирии существует, однако в Минобороны заявили на этой неделе, что в Пентагоне отказались создать консультативный центр по взаимодействию в Сирии.
Впрочем, бывший заместитель главы Объединенного комитета начальников штабов Джеймс Картрайт уверен, что взаимодействие между военными США и России в Сирии будет продолжаться.
«Чем дольше мы там находимся, тем будет больше сотрудничества на уровне военных. Возможно, этого диалога не хватит для решения сирийской проблемы, однако он может помочь в переговорах между разными игроками в Сирии», — сказал «Газете.Ru» генерал Картрайт, побывавший в Москве по приглашению Российского совета по международным делам.