Глава американской дипломатической миссии Джон Теффт отметил, что прошедшая встреча между заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд и помощником президента России Владиславом Сурковым по вопросам урегулирования на Украине была полезной, и не исключил возможности проведения подобных встреч в будущем. «Считаю, что никто на данный момент не знает, будут ли дополнительные встречи в этом формате, — возможно, да», — сказал посол США трем российским агентствам.
По словам Джона Теффта, основной целью данных переговоров является содействие выполнению минских договоренностей и мирному урегулированию на Украине в «нормандском» формате. США при этом не являются участниками «нормандской четверки» по урегулированию ситуации на Украине.
Заместитель главы Госдепа США Виктория Нуланд и помощник президента России Владислав Сурков встретились в начале января в Калининградской области, в госрезиденции «Пионерское», где обсуждали вопросы урегулирования на Украине и соблюдение минских соглашений. Эта встреча фактически стала продолжением встреч по этой тематике между госсекретарем США Джоном Керри и его российским коллегой Сергеем Лавровым.
Встреча между двумя высокопоставленными чиновниками проходила в закрытом режиме, однако переговоры были достаточно эффективными.
Как отмечали эксперты, после их проведения Вашингтон усилил определенное давление на Киев с целью выполнения минских соглашений.
После переговоров Сурков — Нуланд пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал их встречу диалогом на экспертном уровне. Постоянный диалог на тему Украины ведет с Нуланд и заместитель главы МИД Григорий Карасин, однако, как рассказал в интервью российским журналистам посол Теффт, в ближайшее время такая встреча не планируется.
В случае если Нуланд и Сурков будут встречаться на постоянной основе, такой формат может стать запасным вариантом обсуждения ситуации. Известно, что Сурков имеет опыт взаимодействия с высокопоставленными руководителями администрации США в прошлом.
При президенте Дмитрии Медведеве была создана комиссия «Сурков — Макфол», в которой Сурков, работавший в администрации президента, взаимодействовал с помощником президента США Барака Обамы. В то время комиссия обсуждала такие чувствительные для России вопросы, как положение правозащитников, реформа пенитенциарной системы и проблемы миграции.
Сегодня аналогичные темы Россия и США вряд ли будут обсуждать друг с другом: времена некогда провозглашенной США политики «перезагрузки» прошли, однако у экспертов есть сомнение, что Сурков и Нуланд могут наладить постоянный дипломатический контакт. «В переговорах возник тупик, и этот тупик надо было преодолеть, поэтому искали конкретные предложения», — отмечает директор Центра имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев.
По его словам, российско-американские отношения находятся на низком уровне, поэтому любой формат таких встреч будет «точечным» и касаться конкретных вопросов. «Сейчас отсутствие постоянных связей очень чувствуется, ведь США сократили весь спектр общения», — говорит Рогулев.
В 1990-е годы между США и Россией был сформирован формат встреч высокого уровня, на котором Россия и США обсуждали различные вопросы двусторонних отношений. Тогда подобные встречи проходили между премьерами. Наиболее известной была комиссия «Гор — Черномырдин» — формат встреч между тогдашним вице-президентом США Альбертом Гором и российским премьером Виктором Черномырдиным. Она была сформирована в апреле 1993 года как российско-американская комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству. И ее работа способствовала значительному росту инвестиций США в экономику России. После ухода Черномырдина с поста премьера комиссии возглавляли Сергей Кириенко и Евгений Примаков.
В 2009 году США и Россия снова создали аналогичный механизм взаимодействия, правда, уже на внешнеполитическом уровне. Координаторами комиссии должны были стать глава МИД Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон. Стороны также планировали создать и комиссию «Путин — Байден», которой бы руководили Владимир Путин, на тот момент бывший премьер-министром, и вице-президент США Джо Байден, однако ее так и не создали. Как отмечал глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, вероятной причиной было то, что «Байден не имел политического веса Путина». Не слишком желали этого и в США, где Путина в то время воспринимали как «нежелательного партнера».
Комиссии «Байден — Медведев» также не было создано.
Несмотря на то что Медведев был президентом и имеет большой опыт взаимодействия с администрацией Обамы, сейчас его внешнеполитическая деятельность крайне ограничена и премьер — редкий гость на международных саммитах.
По мнению Рогулева, сами американцы тоже не слишком заинтересованы в подобном уровне контактов, к тому же есть еще и одно важное обстоятельство, поскольку срок этой администрации подходит к концу.