Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу прибыл в Азербайджан для встречи со своим коллегой Эльмаром Мамедъяровым. Это первый визит Чавушоглу в Азербайджан в качестве министра. Турецкого дипломата, впрочем, принял не только его азербайджанский коллега, но и президент страны Ильхам Алиев.
Как сообщал МИД Турции, во время визита стороны намеревались поговорить не только о двусторонних отношениях, но и обсудить региональные проблемы, в том числе непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику.
В четверг премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что
«Турция выступает за мирное урегулирование армяно-азербайджанского конфликта», но при этом подчеркнул, что «все оккупированные земли Азербайджана, включая Нагорный Карабах, должны быть освобождены». Давутоглу пообещал, что Анкара сделает для этого все возможное.
Азербайджан считает земли непризнанной Республики Нагорный Карабах своими. В советское время эта местность, населенная армянами, действительно была в составе Азербайджанской ССР, но объявила независимость в результате конфликта между Арменией и Азербайджаном.
Время от времени в Нагорном Карабахе происходят пограничные конфликты, однако в основном ситуация остается в замороженном состоянии. В то же время эксперты отмечают, что потенциал для возможного обострения есть и ситуация может взорваться.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что
в вопросе Карабаха Турция не пойдет дальше воинственной риторики, поскольку руководство страны и так выглядит достаточно напуганным из-за размещения Россией комплексов С-400 в Сирии, которые потенциально могут быть использованы против турецких самолетов. «Все ограничится лишь воинственными заявлениями», — уверен Жарихин.
«Сейчас и с российской, и с турецкой стороны идет спекуляция на теме Кавказа, — говорит российский востоковед Алексей Малашенко. — Заявление Давутоглу — это ответ на предложение наших депутатов ввести ответственность за непризнание геноцида армян (соответствующий законопроект внесла фракция «Справедливая Россия». — «Газета.Ru»). Но все это политическая дешевка: ни проблема Нагорного Карабаха не решится, ни введение ответственности за непризнание геноцида армян ничего не даст. Поэтому к таким заявлениям нужно относиться с юмором, не более того».
Глава президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов напоминает, что Турция своей точки зрения не меняла никогда, но, конечно, заявление Давутоглу прозвучало неслучайно. «Турция нам как бы намекнула, что у нее большое влияние в разных важных для России точках и она может это влияние по-разному использовать, — объясняет Лукьянов. — А еще один конфликт — в том же Нагорном Карабахе — нам сейчас точно ни к чему, ведь по договору мы должны будем помогать Армении».
Азербайджан и Турцию связывают тесные отношения: оба государства близки из-за схожести языка и менталитета. Турция, несомненно, постарается усилить влияние на Азербайджан, чтобы тем или иным образом использовать его в конфликте с Россией, который разгорелся после того, как был сбит Су-24. Однако, по мнению Жарихина, Ильхам Алиев — «мудрый политик» и не будет принимать чью-либо сторону.
Более того, подчеркивает Жарихин,
Азербайджан уже предложил посредническую роль для улаживания российско-турецкого конфликта. «Когда страна хочет быть посредником, она дистанцируется от сторон конфликта, и это означает, что Азербайджан дистанцируется от Турции», — констатирует эксперт.
Турция не является стороной переговоров по проблеме Нагорного Карабаха, вопрос обсуждается так называемой минской группой, в состав которой входят Россия, США, Франция. В начале следующей недели на полях климатического саммита в Париже должна пройти встреча президентов Азербайджана и Армении. Они будут обсуждать Нагорный Карабах и возможность проведения дальнейших переговоров по проблематике.
Ранее в российских внешнеполитических кругах отмечали, что в урегулировании ситуации вокруг Нагорного Карабаха наметились определенные подвижки. Один из вариантов мирного плана заключается в том, что армянская сторона возвращает Азербайджану часть земель, в то время как азербайджанские власти обязуются воздержаться от решения конфликта военным путем. Для контроля над ситуацией в зоне конфликта могут быть размещены миротворцы ОДКБ. Эти идеи обсуждались главой российского МИДа во время его визита в Армению, однако армянскую сторону не устраивает возвращение земель вокруг Карабаха, которую в Ереване считают зоной безопасности.
В конце сентября обстановка на границе Армении и Азербайджана серьезно накалилась. Количество нарушений режима прекращения огня на линии соприкосновения выросло в разы. Военнослужащие обеих стран обстреливали блокпосты и населенные пункты на чужой территории. Пока министры иностранных дел Армении и Азербайджана встречались на полях 70-й сессии Генассамблеи ООН, в Нагорном Карабахе на окружающих территориях работала тяжелая артиллерия и ракетные орудия. При обстрелах в 5 км от границы погибли четверо военных так называемой «Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики», еще 16 получили ранения. ВС Азербайджана обстреливали Ноемберян — город в Тавушской области Армении. Из-за обстрела с азербайджанской стороны населенных пунктов на севере Армении погибли тогда трое мирных жителей.