В городе Вязьма Смоленской области при почти полном отсутствии освещения в СМИ прошел учредительный съезд общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России». Сопредседателями новой организации стали московский муниципальный депутат Николай Земцов, народный артист СССР Василий Лановой и автор акции «Парад победителей» Геннадий Иванов.
Основатели акции «Бессмертный полк» считают, что новая организация не пойдет на пользу инициативе и от нее могут оказаться отстранены те люди, которые уже ею занимаются.
По словам автора первой акции «Бессмертный полк» Сергея Лапенкова, съезд обошел стороной как его самого, так и большинство коллег-координаторов по движению: «Огромная масса координаторов даже не были приглашены. Например, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск».
В свое время для общей координации шествий полка в разных регионах была создана межрегиональная организация «Бессмертный полк». Лапенков с товарищами считают, что этого статуса достаточно, и не понимают, зачем создавать что-то еще. «Газета.Ru» уже писала, что Лапенков с коллегами написали письмо на имя президента РФ Владимира Путина, с тем чтобы защитить свою идею от бюрократизации и влияния других структур.
Лапенков полагает, что съезд был созван в экстренном порядке и без широкого освещения для того, чтобы просто «побыстрее объявить о создании некоего движения «Бессмертный полк», у которого будет голова в Москве».
По мнению автора инициативы, «косвенные доказательства» говорят, что съезд был организован при помощи ресурсов ОНФ, и в этом плане показательна история, происшедшая в Новосибирской области.
Там уже после съезда местное СМИ «Тайга.инфо» опубликовало обращение руководителя регионального исполкома ОНФ в Новосибирской области Ирины Харламовой. В нем она просит руководство одного из предприятий отпустить их сотрудника Александра Ключко на слет координаторов «Бессмертного полка», который организует как раз «Общероссийский народный фронт».
Харламова подтвердила «Газете.Ru», что бумага подлинная и она действительно ее подписывала по просьбе самого Ключко: «Он является членом нашего регионального штаба».
Поездка Ключко вызвала вопросы у координатора «Бессмертного полка» в Новосибирской области Ирины Рудковской. Она вместе с Александрой Панфиловой занимается акцией более трех лет, то есть «всю историю полка в Новосибирской области». «Я не видела его ни на одном совещании, даже среди волонтеров не помню», — объяснила она «Газете.Ru».
Eй удалось связаться с руководителем департамента по работе с обращениями граждан федерального ОНФ Ольгой Моховой. Та, по словам Рудковской, заявила, что это внутренний слет ОНФ, на который отправляются только члены «фронта»:
«После дальнейших вопросов Ольга Александровна начала раздражаться и сказала, что это вся информация, которую она может дать».
При этом «Газете.Ru» в пресс-службе ОНФ сказали, что никакого съезда «не организовывали» и «в Вязьму никого не приглашали»: «Мы не имеем отношения к этому мероприятию». Что касается обращения Харламовой, с ним обещают разобраться и выяснить, как оно могло появиться.
В то же время все собеседники издания, участвовавшие в съезде, заявили, что основным организатором является именно Земцов. «С миру по нитке. Поисковые движения помогли нам…» — ответил он на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о том, как удалось найти средства на такое мероприятие.
Это подтвердила и сопредседатель смоленского штаба ОНФ Нина Куликовских:
«Никаких звонков от федерального руководства ОНФ не было».
Сама же она присутствовала на съезде, поскольку, по ее словам, в течение трех последних лет организовывала в области акцию «Бессмертный полк».
Необходимость новой организации Земцов объяснил тем, что организация Лапенкова имеет межрегиональный статус, а новая будет общероссийской. «Межрегиональная занимается несколькими регионами, а всероссийская занимается страной», — объясняет Земцов. В свое время он сотрудничал, но быстро разошелся с Лапенковым и создал свою собственную организацию «Бессмертный полк — Москва».
По словам Земцова, информирование участников производилось через «формальные и неформальные связи». Он уверен, что Лапенков знал о съезде, но настойчиво приглашать его не стали. Дело в том, что инициатора «Бессмертного полка» уже приглашали на «круглый стол» в Общественной палате в начале мая, но он предъявил некие неприемлемые «условия» для своего участия.
Сергей Лапенков, в свою очередь, утверждает, что он получил информацию о мероприятии, но потом ему позвонили и отменили приглашение.
Сопредседатель центрального штаба ОНФ Станислав Говорухин объяснил «Газете.Ru», что «фронт» изначально поддерживал инициативу. Для этого еще в начале мая был организован слет координаторов, но представители Томска его проигнорировали.
«Им хотелось, чтобы все время говорили про их город как автора инициативы. Кстати, мы и говорили. Ну вот обиделись ребята», — предполагает Говорухин, отвечая на вопрос, почему томские организаторы оказались исключены из процесса.
В центральный штаб движения, учредительный съезд которого прошел в начале недели, вошли 17 человек, среди которых известные деятели культуры, лидеры поисковых движений и общественные деятели: народный артист РСФСР Михаил Ножкин, генерал Махмут Гареев, генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова, ответственный секретарь Поискового движения России Елена Цунаева.
Михаил Ножкин подтвердил «Газете.Ru», что вошел в центральный исполком новорожденного движения. По его словам, еще в 2014 году он вместе с Василием Лановым открывал акцию «Бессмертного полка» на Поклонной горе, в этом году выходил на Красную площадь.
Кто именно его приглашал в Вязьму, актер не помнит, но идею создания движения поддерживает: «До этого все были сами по себе, а теперь будет общая координация». Движение, по словам Ножкина, надо развивать:
«Акция полка в нынешнем году показала, что это пробуждение, необходимое для единения народа. Такого подъема народного духа не было уже давно. По сути, «Бессмертный полк» — это и есть «антимайдан».
Экс-депутат Мосгордумы от «Единой России», генеральный директор Музея современной истории Ирина Великанова также подтвердила свое избрание в центральный штаб новой организации. На съезд ее пригласил Николай Земцов.
Она рассказала, что познакомилась с ним еще при подготовке акции в Москве: «Многие наши сотрудники принимали участие в шествии. Сам музей был открыт, шли тематические мероприятия».
По ее словам, съезд был организован по «инициативе самих активистов»: «Бессмертный полк» фактически уже идеология, может быть, даже национальная идея, когда люди объединяются за счет своей истории».
Великанова рассказывает, что войти в центральный штаб ей предложили сами участники съезда. По мнению руководителя музея, создание нового движения понадобилось для того, чтобы организовать систематическую работу и не ограничиваться только празднованием 9 мая.
Елена Цунаева провела аналогию с тем, как развивалось поисковое движение, и добавила, что основатели акции должны сами понимать, что инициативе нужно развиваться, а если они не хотят ничего предпринимать, это не должно останавливать других.
Она не верит, что основателям могут чинить какие-то административные барьеры, а акция будет политизироваться: «Это все сослагательное наклонение. Что будет, если… Давайте тогда еще обсуждать, что будет, если Мадонна станет президентом США».