В шесть часов вечера — за час до начала мирного схода — на углу Тверской и Охотного Ряда уже дежурили два полицейских автобуса, отряд ОМОНа и два оперативника в штатском.
Дума была окружена тройным оцеплением полиции.
Одна цепочка стояла вплотную к зданию, вторая создавала коридор, выстроившись перед проезжей частью, третья расположилась на другой стороне. На площади Революции стоял «Тигр» — новинка правоохранительного автопрома. Машина, предназначенная исключительно для борьбы с массовыми беспорядками, выдерживающая прямое попадание пули и не подверженная воздействию пирогеля. С другой стороны площади стояли военные машины, на которых к месту сбора подвезли отряд спецназа внутренних войск МВД «Пересвет» — утром его бойцы выставлялись по периметру ограждения вокруг Замоскворецкого суда.
Манежная площадь была закрыта. Красная площадь — тоже. Пространство перед памятником маршалу Жукову было перекрыто сложной системой ограждений, за которые пропускали далеко не всех. С некоторыми сложностями корреспондентам «Газеты.Ru» удалось пройти через перегороженную территорию и по подземному переходу вернуться на исходные позиции — к углу Государственной думы.
Со стороны Тверской двигалась первая группа людей из четырех человек, впереди которой шел Евгений Левкович — оппозиционный активист, который почти три месяца назад организовал ежедневный сбор подписей за освобождение «узников Болотной». Вскоре группа Левковича недалеко от Манежной была задержана ОМОНом и препровождена в автозак.
«Сотрудник полиции, зайдя в автозак, ни с того ни сего назвал нас уродами, после чего предложил выйти один на один, — написал Евгений примерно через полтора часа. — Мы ему предложили выйти 22 против всего отделения. Ушел. Это Москва, пацаны. 2014 год. ОВД «Тверское». Олег Еланчик, Женя Антохин, Марк Гальперин, Борис Немцов, Илья Яшин, Артем Дертев, Рома Попков... Прекрасная у нас компания в автозаках».
Тем временем всех, кто собрался возле нулевого километра, ОМОН начал оттеснять в сторону площади Революции.
Толпа отступала и в итоге оказалась перед входом в метро.
«Людей мало — человек пятьдесят, — передавал один из оказавшихся на площади журналистов. — Людей унизительно мало».
Впрочем, именно в это время основная масса людей собиралась по обе стороны Тверской улицы перед Манежной площадью. Когда репортеры «Газеты.Ru» подошли к отелю «Ритц-Карлтон», возле которого, по слухам, остановился Борис Немцов, людей уже начали задерживать. В этот момент корреспондента «Газеты.Ru» Евгения Сафронова, который поднимался из перехода, без малейших оснований довольно грубо скрутили стражи порядка и увели в автозак.
Зачистка продолжалась около трех часов.
Отряды ОМОНа входили в толпу, жестко задерживали всех подряд, уносили их в автобусы и возвращались обратно.
Многие были задержаны во второй раз после аналогичной акции у Замоскворецкого суда, когда «болотникам» зачитывали приговор. Алексей Навальный, избежавший наказания утром, на этот раз получил 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции).
Особенно вызывающими стали задержания в уходящей толпе: когда ОМОН начал оттеснять всех вверх по Тверской, люди покорно пошли в сторону Пушкинской площади. Но их обогнал автобус, из которого выбежали полицейские. Они бросались на отходящих людей, случайным образом выхватывали из толпы и волокли в автозаки. Люди стали убегать в Камергерский переулок, но их доставали даже там и отводили в автобусы.
«Бессмысленный тяни-толкай. Достало, — подвел нехитрый итог мужчина в красной аляске. — Нас винтят, как баранов, а мы стоим. Последний раз пришел».
Похожее настроение было у многих, кто вечером понедельника вышел на Тверскую улицу. Таким образом люди пытаются противодействовать диктату государственной воли.
Мирный протест предполагает диалог. Похоже, эта форма, как обессмыслившаяся, уже уходит, оставляя после себя страх и ненависть, повисшие в воздухе на Тверской улице напротив Кремля и далее — по пути следования автозаков во все стороны и края Москвы.
По официальным данным, в понедельник вечером на Манежную площадь выразить поддержку приговоренным к реальным срокам «узникам Болотной» вышли 500 человек. По данным ГУ МВД Москвы, 420 человек были задержаны.