Судебный процесс по «делу двенадцати», выделенному в отдельное производство из общего «болотного дела», наконец, перешел к стадии представления доказательств защиты.
В понедельник показания давал оппозиционный политик Алексей Навальный. В тот же день были допрошены свидетели Сергей Давидис и Александр Подрабинек. Все они в один голос утверждали, что 6 мая 2012 года к насилию прибегли сотрудники полиции, а массовые беспорядки, которые вменяются обвинением подсудимым, в тот день не имели места.
Во вторник допрашивали активиста Илью Яшина. Он подтвердил показания предыдущих свидетелей, утверждавших, что схема мероприятия, согласованная с мэрией Москвы, была нарушена.
По словам Яшина, давка на митинге возникла именно потому, что полиция заблокировала сквер Болотной площади.
«После переговоров на месте полиция не только не сдвинула оцепление, но еще и сделала шаг вперед, что усугубило давку. После этого начались задержания и избиение мирных демонстрантов», — сказал после допроса Яшин агентству РАПСИ.
В суде выступил и Виктор Захаров, помогавший в тот день с организацией митинга. Во время столкновений с полицией Захаров получил удар по голове дубинкой, ему потребовалась помощь врачей. Потом Захаров добивался возбуждения дела об избиении, но ему было отказано.
По словам Захарова,
на Болотной площади 6 мая 2012 года произошло «избиение полицейскими мирных демонстрантов», а вовсе не столкновения демонстрантов с полицией.
Внештатный корреспондент газеты «Мой район» Александр Шаров, который 6 мая присутствовал на Болотной, рассказал о неких молодых людях, выделявшихся из массы демонстрантов, которые провоцировали драки с полицейскими и бросали в них различные предметы.
В среду на заседании выступили четыре свидетеля. Профессор факультета политологии МГУ Сергей Перевезенцев, преподаватель Ярослава Белоусова, пришел в суд, чтобы дать ему характеристику. По словам Перевезенцева, которые цитирует «Росузник», Белоусов хорошо учился и шел на красный диплом.
Как сказал профессор, на митинги Ярослав ходил с научными целями.
«Для Ярослава служение Родине всегда было одной из основных ценностей, я считал его очень перспективным ученым», — цитирует Перевезенцева «Росузник».
Екатерина Пархоменко, редактор в ИД «Коммерсант», ранее выступавшая свидетелем защиты по делу Михаила Косенко, рассказала, что, когда колонна дошла до места проведения митинга, пройти туда было уже невозможно.
«Полиция оставила очень узкий проход, длиной метров десять. Было понятно, что колонна не сможет через него пройти.
И людей безо всяких причин стали грубо хватать», — свидетельствовала Пархоменко.
Как отмечает «Росузник», судья Наталья Никишина атаковала свидетельницу вопросами, а ответы Пархоменко почему-то злили ее.
Далее показания дал блогер Леонид Беделизов, также свидетельствовавший ранее по делу Косенко. Его показания, отмечает «Росузник», в целом повторили свидетельства Екатерины Пархоменко. Беделизов наблюдал, как полиция применяла к демонстрантам и использовала спецсредства (дубинки). Также блогер видел, как на месте событий кто-то распылил газ, но кто это сделал, он не знает.
Последней в среду выступила свидетель Ольга Трусевич, сотрудница общества «Мемориал» (организация включена Минюстом в список иноагентов).
«ОМОН начал с разбега врезаться в толпу, и этот этап я уже могу назвать откровенным зверством.
Я видела избиение, кровь, мне не дали оказать медпомощь избитым людям.
Из толпы силой вырывали людей, которые не отличались от остальных», — приводит ее слова «Росузник».
Далее защита в лице адвоката Сергея Бадамшина, защитника Марии Бароновой, огласила выводы пяти экспертиз видеозаписи, которая, по версии обвинения, доказывает вину Бароновой.
«Единственное доказательство, которое есть против Марии, — это всем известное видео», — пояснил в разговоре с «Газетой.Ru» Бадамшин.
»Следственный комитет направил это видео экспертам, было произведено четыре экспертизы, и одно независимое исследование проводили мы. Две экспертизы СК установили, что то место видео, где непосредственно изображена Мария, имеет признаки монтажа.
Это сфальсифицированное доказательство, и вопрос, кто его подготовил, еще стоит поставить.
Другая экспертиза – лингвистическая – также проведенная СК, показала, что высказывания Бароновой на видео содержат «призывы невраждебного характера», — сказал адвокат .
На четвертый день представления доказательств защиты в суде выступил сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Борис Немцов. После его допроса сторона обвинения попросила суд исключить его показания из дела, потому что он якобы присутствовал на других заседаниях по «болотному делу». Но суд отклонил ходатайство обвинения.
По словам Бадамшина, по ходатайству которого был вызван в суд Немцов, показания Навального, Давидиса, Яшина и Немцова дополняют друг друга и демонстрируют настоящую картину произошедшего 6 мая 2012 года.
«Они являлись формальными и неформальными лидерами того мероприятия. Они обладают большей информацией, чем простые участники акции.
Неделя началась с яркого выступления Навального и завершилась не менее ярким выступлением Немцова», — подвел итоги адвокат.
Кроме Немцова в четверг дали свидетельские показания в суде Елена Краснова и ее муж Дмитрий Шубин. 6 мая их задержала полиция. Из автозака супруги увидели, что полиция стала избивать людей. «Слава богу, мы в автозаке», — вспомнила свои слова в тот момент Краснова.
Также в четверг в качестве свидетеля был допрошен фотограф Айнур Фатхетдинов. Как отмечает общественный защитник Александры Наумовой (Духаниной) в своем блоге, свидетель очень волновался, а под конец даже сравнил события на Болотной площади с поэмой Александра Блока «Двенадцать».
Таким образом, по «делу двенадцати» за неделю было допрошено четырнадцать свидетелей. Однако, по словам Сергея Бадамшина, это не признак того, что защита торопит процесс.
«Сторона защиты совсем не заинтересована в затягивании процесса, но и ускорять его не собирается, идя на поводу у суда и прокуроров.
Мы взяли рабочий темп, это говорит о том, что наши свидетели говорят по существу, не увиливают от вопросов, из них не приходится клещами вытаскивать крупицы информации, которые имеют значение для этого дела», — заключил адвокат.
Между тем в пятницу на Манежной площади в Москве прошла акция в поддержку фигурантов «болотного дела». В ней участвовали около 100 человек, полиция задержала 19 активистов.