Диссертация на соискание степени доктора юридических наук уполномоченного президента по правам ребенка Павела Астахова является плагиатом. К такому выводу пришла группа так называемых диссерокопателей Сергея Пархоменко, изучив докторскую омбудсмена. Программа «Антиплагиат» признала только 73 страницы из диссертации Астахова уникальным текстом, все остальные 318 страниц составлены из некорректно заимствованных крупных фрагментов чужих текстов.
Докторскую степень Астахову присвоил диссертационный совет Московского университета МВД России в 2006 году. К тому времени Астахов получил широкую известность, как адвокат, объявивший о желании защищать Саддама Хусейна, но представляющий в суде интересы московского мэра Юрия Лужкова и главы Счетной палаты Сергея Степашина. В 2006 году нынешний детский омбудсмен был одним из самых известных большинству россиян адвокатов, он вел ток-шоу «Три угла с Павлом Астаховым» на телеканале РЕН ТВ и возглавил «Школу адвокатского мастерства Павла Астахова».
Научная работа Астахова называлась «Юридические конфликты и современные формы их разрешения: теоретико-правовое исследование».
Научным консультантом докторской диссертации Астахова был Владимир Кикоть, сейчас он работает в администрации президента России, возглавляет управление по вопросам государственной службы и кадров.
Научный консультант — аналог научного руководителя при подготовке кандидатской диссертации.
В период с 2002-го по 2005 год Кикоть руководил Московским университетом МВД России, затем возглавлял Департамент кадрового обеспечения МВД России, а с 2010-го представлял администрацию Приморья в Совете федерации.
В составе диссертационного совета были и те, у кого Астахов некорректно заимствовал текст своей работы.
34 страницы диссертации Астахова — это куски текста без каких либо ссылок и указаний на источник из диссертации Валерия Малахова «Природа, содержание и логика правосознания» 2001 года. Валерий Малахов в 2006 году входил в диссертационный совет Московского университета МВД России. Сейчас он возглавляет кафедру теории государства и права Московского университета МВД России и является заместителем председателя того же диссертационного совета. В среду Малахов был недоступен для комментариев.
Как отмечает Сергей Пархоменко, докторская Астахова представляет собой «матрешку»: сначала был частично взят из чужих статей текст кандидатской диссертации, а позднее значительная часть его перекочевала в докторскую.
Кандидатскую Астахов защитил в 2002 году, около 80% из нее перекочевало четыре года спустя в его докторскую диссертацию. «Поскольку никаких ссылок в тексте, никаких кавычек и никаких пояснений на этот счет в тексте более позднего опуса опять не имеется, весь этот, с позволения сказать, self-fellation должен быть квалифицирован как точно такое же недобросовестное заимствование, что и в случае с ограблением чужих работ. С точки зрения научной этики, формальных правил подготовки исследовательских работ, регламента присуждения ученых степеней воровство у самого себя признается точно таким же воровством, что и всякое другое, если похититель пытается скрыть и замаскировать содеянное», — уточняет Пархоменко.
15 страниц диссертации Астахова представляют собой куски из учебника 2004 года «Конфликтология» (И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов Д. К. Захаров). Кроме того, Астахов позаимствовал без каких-либо признаков цитирования куски текста из восьми более ранних диссертаций, одного доклада, двух монографий и даже курса лекций по арбитражному судопроизводству. Из почти двух десятков работ, из которых автор присвоил текст, только одна упоминается в библиографических списках.
«Из остальных названий ни одно не появляется в тексте диссертации вообще нигде — ни в постраничных сносках, ни в финальных библиографических списках. Хотя имена авторов иногда встречаются то тут, то там. Но с другими заглавиями монографий, диссертаций, с другими статьями. А вот то, что для Астахова было стырено десятками страниц, не упомянуто вовсе», — пишет в ЖЖ Пархоменко.
Копипастом оказались даже выводы в диссертации Астахова.
Эксперт «Диссернета», координировавший работу над диссертацией Астахова, сообщил, что выводы состоят из трех блоков текста: блок выводов диссертации Валерия Малахова (2001 г.) — 3 страницы; блок выводов собственной кандидатской диссертации розлива 2002 г. — 4 страницы; блок выводов диссертации Валерия Малахова (2001 г.) — 4 страницы.
Журналист выложил в своем блоге ссылку на хранилище рабочих файлов сообщества «Диссернет», где можно найти конкретный случай использования Астаховым в своей работе чужих текстов.
«Это уникальнейший случай стопроцентного заимствования, позволяющий без какой-либо рецензии специалистов утверждать, что в диссертации Астахова 2006 г. нет ни одной новой мысли, ни грамма научной новизны», — цитирует Пархоменко слова эксперта «Диссернета».
Как отмечается на сайте детского омбудсмена, Астахов помимо занятия адвокатской деятельностью является профессором кафедры теории государства и права в Московском университета МВД, заведует кафедрой Гражданского процесса юридического факультета Института экономики, управления и права РГГУ, а также проводит мастер-классы в РГГУ, ГУУ, МГИМО, МГУ. В среду Павел Астахов был недоступен для комментариев, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе омбудсмена.
В четверг утром Астахов прокомментировал заявление Пархоменко в эфире радиостанции «Вести FM».
Астахов заявил, что расценивает исследование его докторской диссертации как профанацию. «Подобные абсолютно непрофессиональные псевдорасследования ничего, кроме жалости, не вызывают», — заявил он радиостанции.
Омбудсмен, однако, признал, что в его работе на соискание докторской степени много заимствований из его же кандидатской. «Я не скрывал никогда, и мы оговаривали, что докторская будет продолжением кандидатской, и там действительно много заимствований из первой работы. Я этой темой занимался — юридические конфликты, способы их разрешения в современном мире, медиации, чему я, кстати, учился в Америке», — сказал Астахов.
Публикацию Пархоменко Астахов назвал темой «для психоаналитика». «Там основные три претензии, которые я увидел: почему, Паша, ты не с нами; почему, Паша, ты с Путиным; почему ты запрещаешь американское усыновление; что-то там про парфюм и костюм, а между этим веселые картинки», — сказал детский омбудсмен. Он также добавил, что в данном случае следует задать два вопроса: «А судьи кто?» и «Кому это выгодно?».
В среду новый глава Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов представил новую стратегию комиссии. Выступая перед журналистами, он пошутил: «Если раньше платили за написание диссертации, то сейчас чиновники бегают и ищут, кому дать деньги, чтобы отказаться от диссертации».