Дорого и бессмысленно
9 августа вышел президентский указ, отменивший обязательное ношение шапок, сделанных из каракуля, среди высшего офицерства и полковников. Вместо головных уборов из шерсти новорожденных ягнят полковники теперь будут носить шапки из меха, а высшие офицеры — головные уборы из шитья пятипроцентного золочения. При этом шапки из каракуля сохраняются для сотрудников ФСО и Росгвардии.
Еще раньше, в 2014 году, были отменены папахи из каракуля для армейских генералов и полковников.
Цель «каракулевой реформы», по информации СМИ, в том, чтобы добиться удешевления производства форменной одежды. Однако для запрета на использование этого меха есть и другие причины.
«Каракуль и каракульча — это материалы, которые в новой этике уважительного отношения к природе кажутся совершенно дикими, — считает исследователь моды Тим Ильясов. — Каракуль — это маленькие убитые ягнята, а каракульча — это и вовсе абортированные животные. Это не просто неэтично, это жестоко, несовременно и мало вписывается в представление о норме сейчас».
Такое же мнение в беседе с «Газетой.Ru» высказал историк моды Александр Васильев, который предположил, что отмена шапок из каракуля связана с модой на веганство: «Возможно, это было вызвано экологическими соображениями — борьбой с мясоедами. Сейчас взято направление на веганство, поэтому хотят, чтобы в России прекратили кушать барашков», — заявил Васильев. При этом он обратил внимание на тот факт, что вместо каракуля шапки все равно продолжат делать из меха животных.
По словам самих военных, шапки из каракуля еще и неудобны в носке. «Когда полковника получил, получил и папаху, — рассказал «Би-би-си» Виктор Мураховский, главный редактор журнала «Арсенал отечества». — Она не нужна, честно говоря. Вещь крайне неудобная, особенно в современной армии. Надевали ее крайне редко».
Другие военные отмечали, что папаха не греет уши и неудобна при посадке в автомобиль.
На сайте интернет-магазина «Армия России» папаха из каракуля стоит 10 тыс. рублей, правда, аналогичная шапка из меха стоит еще дороже — 12 тыс.
Исследователь моды Тим Ильясов назвал этот головной убор «бессмысленной роскошью»: «Тонкий мех, хрупкий, рвется, требует особой обработки: применение его — акт роскоши необоснованный: дорого и бессмысленно», — подытожил эксперт.
От казаков до советской номенклатуры
Тем не менее папаха из каракуля стала у военных символом продвижения по карьерной лестнице, и носили ее все высшие чины советской номенклатуры. Даже в американском фильме «Красная жара» 1988 года, где Арнольд Шварцнеггер сыграл советского офицера, его нарядили в шапку из каракуля для наглядности.
«Папаха — это традиционный казачий головной убор, который в российской армии стал использоваться как зимний головной убор в 1913 году, — рассказали «Газете.Ru» в Музее военной формы РВИО. — У офицеров они были сделаны из настоящего серого каракуля, а у нижних чинов — из искусственного меха, который уже существовал в те времена».
С 1919 года папахи в Красной Армии были заменены суконным зимним шлемом — «буденовкой», а к началу 1920-х годов окончательно вышли из употребления. В 1940 году маршалам и генералам вернули папаху, а в 1943 году ее ввели для полковников. В 90-х годах ХХ века их отменяли несколько раз и снова вводили.
От генеральских жен до винтажных модниц: судьба каракулевой шубы
Каракуль был знаком отличия не только для военных, но и у их жен. Каракулевыми шубами щеголяли Виктория Брежнева, супруга генсека, его дочь Галина, супруга последнего вождя СССР Раиса Горбачева, а также известная балерина Галина Уланова. «Респектабельные дамы, артистки, жены академиков в советские годы носили каракулевые шубы как символ некоего статуса, — пояснил Тим Ильясов. — Каракулевыми воротниками были отделаны пальто у мужчин-академиков».
По словам эксперта, каракуль был хорошим выходом для тех, кто хотел выделиться, но не мог нарочито демонстрировать свое материальное превосходство в социалистическом обществе. «Каракуль стоит дороже из-за особенностей производства, поэтому он казался ценным, изысканным, дорогим, но не смотрелся таким вызывающим, как соболь или норка», — уточнил Ильясов.
В современных условиях каракулевая шуба стала атрибутов поклонников винтажа и советских редкостей. «Шуба из каракуля на современной улице выглядит приемлемо только в одном случае: если это прабабушкина шуба, — считает эксперт. — Если ни у кого не возникает сомнений, что это винтажная шуба, она вписывается в представление о вторичном использовании вещей. Любая новая шуба из каракуля немыслима и не кажется нормальной на улице, как и любой мех, не считая, конечно, жителей северных регионов России».