Гений и преступник: Роману Поланскому — 85

Известный режиссер Роман Полански отмечает 85-летний юбилей

Роман Полански Kacper Pempel/Reuters
Великому польскому режиссеру Роману Поланскому исполняется 85 лет. Полански — одна из самых противоречивых фигур мирового кинематографа. Его любят, ненавидят, хотят посадить за решетку, испытывают сочувствие, понимание и отвращение.

«Отвращение» — именно так называется второй полнометражный фильм Романа Поланского, который полностью раскрыл внутренний мир режиссера и задал направление его карьере. Большинство его фильмов вызывают при просмотре чувство сильного дискомфорта, страха и беспокойства.

Поланскому во многом в жизни не повезло, и сложилась она крайне непросто как по объективным причинам, так и по его собственной вине. Тяжелое детство в Краковском гетто во время оккупации Польши фашистской Германией, смерть матери, разлука с отцом до конца войны — такие вещи не могли не сказаться на характере режиссера.

Его маниакальное стремление показать в своих фильмах абсолютное зло в разных формах берет начало из детства. И почти во всех его картинах зло побеждает.

В 1945 году в 12 лет Роману удалось разыскать своего отца, что стало важнейшим моментом в его жизни. Отец отдал ребенка в техническую школу, но Полански явно тяготел к искусству, и отец не стал спорить. Он уже в 14 лет начал играть в детских постановках на телевидении, а в 1948 году сыграл роль в телевизионной экранизации повести Валентина Катаева «Сын полка». В 22 года Полански получил роль у мэтра кино Анджея Вайды в картине «Поколение», и Вайда же помог молодому актеру поступить в киношколу в Лодзи.

У Поланского есть много актерских работ в фильмографии, но он всегда хотел стать режиссером и учился именно по этой специальности.

Еще в 1958 году, будучи студентом, он снял короткометражку «Двое мужчин со шкафом», за которую получил пять международных премий различных фестивалей художественных фильмов.

Талант Поланского неоспорим — его полнометражный дебют «Нож в воде» был номинирован на «Оскар». Второй фильм «Отвращение» получил Серебряного медведя, а «Тупик» — Золотого медведя. Уже в середине 60-х Полански стал одной из важнейших фигур европейского кинематографа.

В 1967 году в свою картину «Бал вампиров» он пригласил актрису Шэрон Тейт. Их встреча стала судьбоносной во всех смыслах. Полански полюбил Тейт и был счастлив с ней в браке, но продолжался этот период совсем недолго. Они поженились в январе 1968-го и переехали в США, где он в том же году снял один из своих самых известных и лучших фильмов — «Ребенок Розмари».

Полански вообще оказался одним из законодателей мод в Голливуде. После «Ребенка Розмари» (фильма, о котором можно писать многотомные трактаты) в 70-х годах вышли мистические «Омен» и «Изгоняющий дьявола» — в обеих картинах присутствовали нечистые силы, а центром всего был ребенок.

Картина Поланского была номинирована на бесчисленное количество премий, включена во всевозможные списки лучших фильмов и стала настоящим учебником для режиссеров хорроров. Однако, достигнув пика славы, Полански недолго смог им насладиться.

9 августа 1969 года произошла одна из самых громких трагедий в Голливуде и в истории американской криминалистики. Его жена Шерон Тейт была убита на девятом месяце беременности членами секты Чарльза Менсона.

Полански не возвращался к работе больше года, а в 1971 году снял экранизацию шекспировского «Макбета». А год спустя практически сымпровизировал картину «Что?» с Марчелло Мастрояни в главной роли. Формально она относится к жанру абсурдистской комедии, но это же Полански — фильм смотрится крайне некомфортно.

В 1974 году Поланского ждал колоссальный успех после ленты «Китайский квартал». И снова он стал законодателем мод, так как именно этим фильмом возродил интерес к нуару и по сути создал жанр неонуара, в котором работали, например, братья Коэны. «Китайскому квартала» не повезло с «Оскарами», так как из 11 номинаций он получил только одну — за сценарий. Все остальное забрал «Крестный отец 2».

Все обрушилось в 1977-м, когда режиссера обвинили в изнасиловании 13-летней девочки.

Адвокаты Поланского пришли к одобренному судьей соглашению с прокуратурой, по которому режиссер должен был признать свою вину в сексуальных отношениях с несовершеннолетней, за что получал условный срок и с него снимались обвинения в изнасиловании. Полански выполнил свою часть договора, но судья изменил свое мнение и не согласился на условный срок.

Узнав о решении судьи, Полански бежал из США в начале 1978 года. Он жил во Франции, Польше и Швейцарии и продолжал снимать фильмы в Европе.

Несмотря на имевшийся ордер на арест и желание США экстрадировать режиссера, в 1981 году его картина «Тэсс», посвященная Шерон Тейт, была номинирована на «Оскар».

Дело об изнасиловании до сих пор преследует Поланского. Мало того, позднее появились новые обвинения. Так, актриса Шарлотта Льюис обвинила его в домогательствах на съемках фильма «Пираты» в 1983-м, когда ей было 16 лет.

В 1989 году Полански женился в третий раз на французской актрисе и модели Эммануэль Сенье, которую снял в четырех фильмах. Она стала его настоящей музой в 90-е годы и сыграла роли в «Девятых вратах», «Горькой луне», «Венере в мехах» и «Неистовом».

90-е годы стали самым угнетающим периодом в фильмографии Поланского. Он снял всего три картины — «Горькая луна», «Смерть и девушка» и «Девятые врата». Достаточно лишь сказать, что «Врата» стали наименее пугающим, угнетающим и беспокойным фильмом.

В 2002 году случился новый пик в карьере Поланского — «Пианист». Картина получила Золотую пальмовую ветвь, а Эдриен Броуди — «Оскара» за лучшую мужскую роль.

Власти США продолжают преследовать режиссера, так как ордер на его арест 1978 года был выдан на основании признания вины, и поэтому на него не распространяется принцип давности. Однако ни Франция, ни Швейцария, ни Польша не соглашаются на экстрадицию. Причем на родине Поланского было судебное разбирательство на этот счет, и высшая судебная инстанция приняла во внимание тот факт, что потерпевшая неоднократно заявляла, что не имеет претензий к режиссеру.

Поланского поддерживают многие известные деятели кино, включая Дэвида Линча, Монику Белуччи, Терри Гиллиама, Вуди Аллена, Вима Вендерса, Педро Альмодовара, Даррена Аронофски и Никиту Михалкова. Однако желающих задержать режиссера не меньше. Так, еще будучи губернатором Калифорнии, Арнольд Шварценнегер отказался помиловать Поланского.

В мае этого года Американская киноакадемия исключила Поланского за сексуальные домогательства. Но в то же время это не мешает американцам включать его фильмы во всевозможные рейтинги лучших и номинировать их на различные премии.