«Чужой»
Свой путь в кинематографе Скотт начал еще во время учебы в в Королевском колледже искусств — снял короткометражку «Мальчик и велосипед», однако затем долгие годы ушел в телевидение и в рекламу. Работал на канале «Би-би-си» дизайнером и художником-постановщиком, в конец 60-х создал собственное рекламное агентство, а в кино вернулся уже во второй половине 70-х историческим фильмом «Дуэлянты», за который стал лучшим дебютантом на Каннском кинофестивале. Но уже в следующем своем фильме он
резко сменил жанр — сказался недавний успех «Звездных войн» — и снял триллер «Чужой».
История гибели экипажа корабля «Ностромо», столкнувшегося на далекой планете LV-426 с инопланетной угрозой, сделала звездой актрису Сигурни Уивер, принесла в прокате более $100 млн при небольшом — 10-миллионном — бюджете. И, конечно, вывела самого Ридли Скотта в ранг тех режиссеров, которые добиваются успеха. Это не считая «Оскара» за визуальные эффекты (и еще одну номинацию — за работу художника-постановщика), двух премий BAFTA и награду за режиссуру от научно-фантастического «Сатурна». Ну и культовый статус самого фильма, а также созданный мир, который, правда, следующие двадцать лет развивался без Скотта-режиссера.
«Бегущий по лезвию»
Следующим фильмом Ридли Скотта снова стала научная фантастика — экранизация романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» с Харрисоном Фордом, Рутгером Хауэром и Дэрил Ханна в главных ролях. Определенный успех сопровождал и эту работу режиссера — фильм заработал две номинации на «Оскар» (и не получил ни одной), восемь — на BAFTA (три выигранные премии). Позже эта картина станет культовой, соберет армию поклонников, которые будут разбирать ее достоинства и недостатки и терпеливо ждать сиквела («Бегущий по лезвию: 2049» Дени Вильнёва вышел в октябре 2017-го, через 35 лет после премьеры оригинала). Но
в коммерческом плане «Бегущий по лезвию» был неудачей Скотта,
который к тому же был и продюсером фильма. Сборы картины составили всего $33 млн и не смогли даже окупить 28-миллионный бюджет.
«Тельма и Луиза»
Провальным оказался и следующий фильм Скотта — фэнтези «Легенда» с молодым Томом Крузом. Тогда режиссер снова поменял направление своих интересов — и снова угадал. Триллер «Чёрный дождь» (1989) с Майклом Дугласом вернул ему уверенность в собственных силах (сборы во всем мире — $134,2 млн), а роуд-муви «Тельма и Луиза» принесла Скотту первую номинацию на «Оскар» — он претендовал на победу в категории «лучшая режиссера», но проиграл Джонатану Демме («Молчание ягнят»). Любопытно, что
сыгравшие главные роли в «Тельме и Луизе» Сьюзан Сарандон и Джина Дэвис соревновались друг с другом в номинации «лучшая актриса», но обе проиграли Джоди Фостер, получившей награду за то же «Молчание ягнят».
Всего у «Тельмы и Луизы» было шесть «оскаровских» номинаций, из которых, впрочем, картине удалось выиграть лишь одну (за сценарий), но этот фильм вернул Скотта в высшую лигу Голливуда — в том числе и как человека, умеющего снимать коммерческое кино (сборы составили $45 млн — в три раза больше производственного бюджета).
«Гладиатор»
90-е годы, впрочем, тоже не стали для Ридли Скотта слишком удачными. Провалился приуроченный к 500-летию открытия Америки исторический фильм «1492: Завоевание рая», не сумела окупить затраты и драма «Солдат Джейн». Зато завершил десятилетие режиссер «Гладиатором» — пеплумом о временах Древнего Рима, историей опального полководца Максимуса (Рассел Кроу). Весьма дорогой фильм (бюджет более $100 млн) окупился в прокате (сборы — $457 млн), получил 12 номинаций на «Оскар» (в том числе и режиссерскую Скотту) и выиграл пять наград, среди которых — лучший фильм и лучший актер (Кроу).
Скотт еще не раз пытался взяться за исторические (или даже псевдоисторические) темы, но подобного успеха больше не добивался ни один из его проектов — ни «Царствие небесное», посвященное Третьему крестовому походу, ни «Робин Гуд», снятый по мотивам английских средневековых баллад, ни библейский «Исход: Цари и боги».
«Ганнибал»
В новый век Скотт вступил с новым проектом — сиквелом «Молчания ягнят». Завершение сложного жизненного пути людоеда Ганнибала Лектера (его играл все тот же Энтони Хопкинс) оказалось столь же успешным в прокате, как и «Гладиатор» ($352 млн во всем мире), но вот с наградами — особенно с «Оскаром» — у картины не сложилось. Зато «Ганнибала» оценили премии научно-фантастической направленности, а также кинопремия канала MTV, аудитория которого номинировала Хопкинса на звание «лучшего злодея» (он проиграл Джиму Керри за «Гринч — похититель Рождества»).
«Прометей», «Марсианин» и «Все деньги мира»
В 2010-е годы Ридли Скотт вернулся к истокам. Правда, не тем, за которые получил премию в Каннах, а тем, которые принесли ему славу и известность. Например, он решил реанимировать франшизу «Чужой», рассказав всю предысторию инопланетных хищников и корабля «Ностромо».
Получилось в итоге не совсем то, что задумывалось, но и «Прометей», и «Чужой: Завет» оказались в целом удачными в коммерческом смысле (хотя и были раскритикованы фанатами серии). Хуже дело обстояло с «Бегущим по лезвию 2049», но в этом фильме Скотт был только продюсером. Зато самостоятельный «Марсианин», в котором герой Мэтта Деймона пытался выжить в условиях Красной планеты, и в прокате заработал ($630 млн), и семь номинаций на «Оскар» получил (в том числе как лучший фильм), и стал лауреатом «Золотого глобуса» — в неожиданной категории «лучшая комедия или мюзикл».
<2>
Новый фильм Скотта ожидается уже в декабре этого года; о нем пока известно не слишком много — кроме того, что «Все деньги мира» стали частью сексуального скандала, который сейчас сотрясает Голливуд.
В этой картине, рассказывающей о похищении внука миллиардера Дж. Пола Гетти в начале 70-х, сыграл Кевин Спейси, который по известным причинам стал персоной нон грата в кинематографе. Но Скотт не стал откладывать премьеру фильма — он оперативно нашел замену Спейси (канадский актер Кристофер Пламмер) и переснял с ним все сцены, в которых играл Спейси. Это, конечно, потребовало определенных затрат (назывались суммы в $15 млн), но зато вывело «Все деньги мира» из-под возможного бойкота со стороны блюстителей нравственности.