Что за прелесть эти саги

В прокат выходит «Тор: Рагнарек» от студии Marvel

Ярослав Забалуев
Кадр из фильма «Тор: Рагнарек» (2017) Disney/Marvel
В прокат выходит «Тор: Рагнарек» — третья серия приключений скандинавского бога в исполнении Криса Хемсворта, поставленная режиссером «Реальных упырей» при участии Мэтта Дэймона, Джеффа Голдблюма, Халка и валькирии-алкоголички.

Тор (Крис Хемсворт) хитроумно сдается в плен огненному великану Суртуру и, пока рогатый верзила задает дурацкие вопросы, выпутывается из цепей, чтобы сорвать с головы демона корону, без которой тот ничего не может.

За кадром звучит «Immigrant song» Led Zeppelin, белобрысый бог грома возвращается домой в Асгард и обнаруживает, что его брат Локи (Том Хиддлстон) переоделся в давно отсутствующего папу Одина (Энтони Хопкинс) и заставляет Мэтта Дэймона и Сэма Нила разыгрывать сценки из героического прошлого.

Пока братья ищут отца, из небытия восстает Хела (Кейт Бланштетт) — их сестра, богиня загробного царства, которая решает устроить в Асгарде государственный переворот. Тор, тем временем, насильно отправляется на планету-помойку Саркаар, где в гладиаторских боях, которые устраивает разодетый в пух и прах Грандмастер (Джефф Голдблюм), постоянным чемпионом работает разучившийся превращаться в человека Халк (Марк Руффало). Быстро становится понятно, что

Рагнарек — то есть гибель богов — неизбежен. Осталось только провести его максимально весело.

Рагнарек — один из самых красивых сценариев конца света в мировой мифологии, и есть некоторая горечь в том, что едва ли ни впервые это величественное событие отражено на экране в формате кинокомикса. Впрочем, надо отдать должное киноподразделению Marvel, к такому ответственному делу авторы подошли со всей возможной в нынешних обстоятельствах ответственностью.

То есть, с одной стороны, волк-истребитель Фенрир остался без своих зубастых родственников и вынужден отдуваться в одиночку, но с другой — давно ли вы видели на экране гигантского волка? Главное же приобретение новой серии приключений Тора — режиссер Тайка Вайтити, новозеландский мастер на все руки (сценарист и стендап-комик), автор одной из лучших комедий последних лет «Реальные упыри».

Marvel продолжает экспериментировать, понимая, что приглашение людей из мира независимого кино часто добавляет свежего воздуха в наэлектризованную высокотехнологичную атмосферу блокбастеров.

Приглашение Вайтити стало едва ли не лучшим со времен выбора Роберта Дауни-младшего на роль Железного человека.

«Рагнарек» ничуть не потерял в зрелищности (тем более, что речь идет о конце света), но сильно приобрел в человечности и самоиронии — особенно по сравнению с соседними сериями франшизы о Мстителях, вроде последнего «Капитана Америки».

Вообще, по структуре и духу новый «Тор» похож не столько на эпос (которым его пытался сделать режиссер первой части Кеннет Брана), сколько на комедийные боевики, вроде каких-нибудь «Плохих парней». В центре — два ярких героя, блондин и брюнет, вокруг — россыпь ярчайших героев второго плана (помимо упомянутых, это еще и, например, отличная валькирия-алкоголичка Тесса Томпсон).

Тут надо отметить, что у Marvel (да и среди блокбастеров вообще) давным-давно не было настолько актерского кино. Даже очень удачный новый «Человек-паук» брал скорее обаятельной стилизацией под комедии Джона Хьюза, чем актерскими работами. Здесь же окончательно становится понятно, что

Хемсворт — настоящая большая звезда, а не просто белокурый качок. Неслучайно в этой серии по просьбе артиста его героя наконец-то постригли.

Иными словами, вечная проблема марвеловского сериала — что делать, когда Дауни, капризничает — в «Торе» решена с блеском. Не хочется говорить громких слов про «лучший фильм франшизы» (тем более, что «Железный человек» не стал за это время хуже), но однозначно — новый приключения Тора теперь хочется ждать куда больше, чем очередную закрывающую цикл «Войну бесконечности» с целой толпой ломающих трагедию героев.