У «Кинотавра» случилась «Аритмия»

«Аритмия» режиссера Бориса Хлебникова получила Гран-при «Кинотавра»

Ярослав Забалуев
«Кинотавр 28 закрыт» — таким титром, возникшим на экране, завершилась церемония вручения призов фестиваля. До этого председатель жюри Евгений Миронов отметил очень слаженную работу этого органа и предложил Никите Михалкову обратить внимание на команду судей в контексте ММКФ. Триумфатором фестиваля стал лучший фильм конкурсной программы — «Аритмия» Бориса Хлебникова. Об этой и других картинах-призерах — в обзоре «Газеты.Ru».

«Аритмия»


Реж. Борис Хлебников

Главный приз, приз «За лучшую мужскую роль», приз зрительских симпатий

«Аритмия» kinotavr.ru

Новый фильм Бориса Хлебникова — его возвращение в большое кино после сделанного для ТНТ сериала «Озабоченные» — заранее был фаворитом «Кинотавра». «Аритмия» — условная романтическая комедия или скорее мелодрама про врача скорой помощи Олега Миронова (Александр Яценко) и его жену Катю (Ирина Горбачева).

Он — талантливый раздолбай, увлеченный своей работой, она — тоже врач, но как всякая женщина требует любви и в какой-то момент, поддавшись ощущению, что недополучает ее от пьющего мужа, решает развестись.

На время поиска квартиры Олег переезжает вместе с надувным матрасом на кухню, параллельно разъезжая по вызовам, где его ждет богатая палитра России — от вечно больной пенсионерки до «свидетельниц Иеговы», отказывающихся от переливания крови.

По своей идее — мелодрамы, точно вписанной в актуальный социальный контекст, — «Аритмия» напоминает прошлогодний фестивальный хит «Тони Эрдманн» Марин Аде. Однако в отличие от холодноватого немецкого фильма картина Хлебникова сделана с большим, пусть и сбивающимся время от времени (в соответствии с названием) сердцем.

На протяжении показа было сложно понять уровень благосклонности зрителей, но

на финальных титрах зал взорвался аплодисментами. Оказалось, что многие профессионалы индустрии просто забыли дышать.

На ступеньках перед Зимним театром многие плакали. Сейчас кажется, что «Аритмия» имеет все шансы стать не только фестивальным (впереди у фильма международная премьера в Карловых Варах), но и зрительским хитом, манифестом поколения тридцатилетних. Не зря Евгений Миронов, вручая приз, сказал, что «Аритмия» предъявляет зрителю нового героя, который все это время был очень близко.

«Теснота»


Реж. Кантемир Балагов

Приз «За лучший дебют» и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков им. Даниила Дондурея

Ленфильм

Самый, пожалуй, «артовый» фильм конкурсной программы, уже прозвучавший на Каннском кинофестивале, откуда режиссер привез приз ФИПРЕССИ.

Очень личная история киднэппинга в Кабардино-Балкарии 1998 года сделана невероятно художественно, а главное — точно.

Ученик Александра Сокурова Кантемир Балагов, пожалуй, самый многообещающий дебютант нынешнего «Кинотавра». Он обладает редчайшей для режиссера — особенно молодого — ясностью мысли и внятностью художественного языка. На открытии фестиваля со сцены звучал тезис о том, что

кино сегодня разделилось на «кино» и «искусство».

«Теснота» — ярчайший пример того, как невероятно эффектно эти понятия могут вновь соединиться. Еще одно открытие «Кинотавра» — невероятная актриса Дарья Жовнер, сыгравшая в фильме главную роль.

«Лалай-балалай»


Реж. Руслан Братов

Победитель короткометражного конкурса

Режиссёр Руслан Братов, получивший главный приз за фильм \«Лалай-балалай\» Екатерина Чеснокова/РИА \«Новости\»

Победитель короткометражного конкурса — дебют актера Руслана Братова по сценарию Григория Добрыгина, который несколько лет назад тоже участвовал в смотре короткого кино со своим режиссерским дебютом. Добрыгин выступил еще и продюсером этой

зарисовки о мужчинах в костюмах, уходящих вразнос ночью в Парке Горького.

Несмотря на то что «Лалай-балалай» — очень лаконичная работа, в ней чувствуется не только режиссерский потенциал, но и задел на полноценный полный метр. Залогом тому блестящая главная роль Евгения Сытого и (пока что, хочется верить) эпизодические персонажи Александра Баширова и Яны Трояновой.

«Жги!»


Реж. Кирилл Плетнев
Марс Медиа

Приз «За лучшую женскую роль»

Картина о надзирательнице из женской колонии (призер Инга Оболдина), которая благодаря усилиям лихой заключенной (Виктория Исакова) становится звездой шоу, вызвала смех и аплодисменты по ходу показа и яростную реакцию некоторых критиков. Журналистов смутил выбор главной героини —

непросто сопереживать сотруднице ФСИН, даже в таком великолепном исполнении.

Однако за дебют артиста Плетнева очевидно можно не переживать. По сути «Жги!» — это не остросоциальное высказывание, а мелодрама про историю успеха очень в духе тех, что показывают по телевизору в выходные. Отличие — более высокое качество исполнения, операторской и актерской работы.

«Блокбастер»


Реж. Роман Волобуев
Hype Film

Диплом жюри «За новый уровень жанрового кино»

О продюсерской версии фильма Романа Волобуева «Газета.Ru» уже писала подробно, картина выйдет в прокат в июле, и у зрителя будет шанс самостоятельно ознакомиться с тем, что представляет собой обозначенный жюри «новый уровень жанрового кино». Волобуев улетел с фестиваля вскоре после показа, награду получал продюсер Илья Стюарт, который посвятил диплом режиссеру.

«Заложники»


Реж. Резо Гигинеишвили
Кадр из фильма \«Заложники\» (2017) 20 Steps Productions

Призы «За лучшую операторскую работу» и «За лучшую режиссуру»

Посвященные неудачному захвату самолета в Грузии «Заложники» — классический случай фильма на болезненную, а потому беспроигрышную для фестиваля тему. В том, что ладно поставленный фильм получит один из призов, не было сомнений у большей части зрителей. Вручавший награду за режиссуру продюсер Игорь Мишин заявил со сцены, что решение жюри было единогласным. Ну а в том, что Владислав Опельянц один из лучших российских операторов, и вовсе сомнений давно ни у кого не было.

«Голова. Два уха»


Реж. Виталий Суслин
«Голова. Два уха» kinotavr.ru

Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, приз «За лучший сценарий им. Григория Горина»

Главную роль в фильме о том, как деревенского жителя Ивана Сергеевича Лашина обманул столичный аферист, сыграл сам Иван Сергеевич. Режиссер Суслин несколько лет назад снял Лашина в своей короткометражке «Шнырь» и

не потерял связи с героем, дав ему возможность посредством кино рассказать о своей жизни.

Смешение документальной съемки и игрового кино — прием не новый, но неизменно действенный. Для многих зрителей «Голова. Два уха» стала чаемой возможностью вглядеться в лицо окружающей Москву России, которую Суслин показывает с любовью, хоть и без лишних сантиментов.

«Турецкое седло»


Реж. Юсуп Разыков
\«Турецкое седло\» kinotavr.ru

Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, диплом им. Микаэла Таривердиева «За музыкальное решение»

У многих критиков новый фильм автора «Стыда» и «Гастарбайтера» Разыкова вызвал сильнейшую симпатию. Это малобюджетная, но совершенно фестивальная картина о бывшем «топтуне» КГБ, сохранившем старые привычки и тайком наблюдающем за согражданами. Фильм снят в экспериментальной манере —

герой страдает психическим заболеванием под названием «синдром пустого турецкого седла», которое заставляет его путать сон и явь.

Цветное изображение сменяется черно-белым, в черно-белое — вползают цветные пятна, повествование то и дело разрывается, дезориентируя зрителя.