Россию в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь» представят Сергей Лозница и Андрей Звягинцев. Для Лозницы это третьи Канны. В 2010 году он уже ездил с фильмом «Счастье мое» — картиной, которую в зависимости от восприятия реальности можно считать и готической сказкой, и ультрареалистичной историей про российскую глубинку (дальнобойщик в ней попадал в деревню, живущую в таком аду, что не снилось никакому Шьямалану). В 2012 году в основной смотр взяли фильм «В тумане» — драму об оккупации в Белоруссии, которая напомнила европейцам об «Ивановом детстве».
Новый фильм Лозницы называется «Кроткая». Это экранизация Достоевского, и вряд ли в России сейчас есть хоть один другой режиссер, который бы так совпадал с классиком литературы тонально. Важно, что в производстве картины участвовали не только Россия, но и Франция, Германия, Латвия, Литва и Нидерланды, а среди актеров много европейских фамилий.
Это шаг к выходу из гетто хмурого восточноевропейского кино, интерес к которому на западе материка понемногу остывает.
Для Звягинцева же эти Канны станут четвертыми. В 2007 году его «Изгнание» уже боролось за главный приз фестиваля, однако после гармоничного «Возвращения» картина многим показалась упражнением в стиле, но не в повествовании. Но Звягинцев изменился и спустя четыре года вернулся уже в другом амплуа — блестящего психолога и врача, способного поставить диагноз всей стране. «Елене» достался приз жюри в программе «Особый взгляд». А в 2014 году еще более бескомпромиссный и выразительный «Левиафан» взял премию за лучший сценарий, но не выиграл в основном смотре.
Новый фильм Звягинцева — «Нелюбовь» — замыкает социальную трилогию «Елены» и «Левиафана», а в его съемках были задействованы ресурсы из Франции, Бельгии и Германии. Авторы подчеркивают, что фильм был снят без поддержки Министерства культуры, что, конечно, придает ему веса в глазах критиков. В центре сюжета «Нелюбви» — уродливый развод двух взрослых людей, увиденный глазами их маленького сына. То есть одновременно и семейная драма, и метафора разложения соединительных тканей вроде бы живой еще страны. Еще на стадии съемок права на «Нелюбовь» были проданы во многие страны Европы, что говорит о хороших шансах фильма.
Продвижением фильма занимается Александр Роднянский — продюсер с репутацией эксперта, понимающего устройство иностранных рынков и фестивалей.
Впрочем, конкуренты в этом году сильны — но прежде чем рассказывать о них, нельзя не порадоваться за Александра Сокурова, чьи попытки создать молодой кинематограф Северного Кавказа наконец-то начинают приносить плоды. В программе «Особый взгляд» в этом году представлен фильм его ученика Кантемира Балагова под названием «Теснота» — история о похищении и выкупе в Нальчике в 1998 году. В случае успеха этот фильм вновь поднимает важную дискуссию, табуированную в нашей культуре, — память о кавказских войнах и понимание кавказского мира.
Что касается 16 других фильмов из основного конкурса, то они поражают широтой своей географии. Выявить какую-то общую закономерность сложно, а предсказывать победителя бессмысленно. Тем более что даже на «Оскаре» конкурсантов вдвое меньше, статистических данных куда больше, но аналитики нет-нет да и садятся в лужу.
София Коппола (1 номинация, 0 побед — здесь и далее речь идет исключительно о «Золотой пальмовой ветви») везет на фестиваль «Роковое искушение» — ремейк фильма Клинта Иствуда о солдате, оказавшемся в женском пансионе во время Гражданской войны.
Это будет одна из самых звездных премьер Канн: в картине сыграли Николь Кидман, Эль Фаннинг, Кирстен Данст и Колин Фаррелл.
Другой фаворит богемной публики — грек Йоргос Лантимос (1 номинация, 0 побед), постановщик «Клыка» и «Лобстера». Оба эти фильма — про биологию антиутопии, и новая картина «Убийство священного оленя», видимо, не станет исключением — синопсис намекает на странное жертвоприношение, которое совершит ради своей семьи современный цивилизованный человек. В этом фильме тоже играют Николь Кидман и Колин Фаррелл.
В «Истории семьи Майровиц» Ноа Баумбаха (0 номинаций) тоже собрались звезды — Эмма Томпсон, Адам Сэндлер, Бен Стиллер и Дастин Хоффман. Баумбах — единомышленник Уэса Андерсона, поэтому есть шанс, что нас ждет эксцентричная семейная сага. Впрочем, его предыдущий громкий фильм, «Милая Фрэнсис», был историей о человеке без дома.
Франсуа Озон (2 номинации, 0 побед) покажет «Двойного любовника» — новый фильм со своей музой из драмы «Молода и прекрасна» Мариной Вакт. Немец турецкого происхождения Фатих Акин (1 номинация, 0 побед) вместе с Дианой Крюгер представит фильм «Из ниоткуда». Мишель Хазанавичус (1 номинация, 0 побед), широкому зрителю известный по оскароносному «Артисту» и по странному «Поиску» о чеченской войне, везет в Канны фильм «Грозный». В этот раз никакой войны: в центре внимания — юность Годара.
Михаэль Ханеке (6 номинаций и 2 победы, обе — за последние 8 лет) снял картину «Счастливый конец» с Изабель Юппер, Тоби Джонсом, Матье Кассовицем и Жан-Луи Трентиньяном.
Состязаться с ними и с россиянами будут и такие мастера, как Пон Чжун Хо и Хон Сан Су из Южной Кореи, Робен Кампийо и Жак Дуайон из Франции, Тодд Хейнс и братья Сэфди из США, Корнель Мундруцо из Венгрии, и еще две женщины-режиссера — Линн Рэмси из Великобритании и Наоми Кавасэ из Японии.
Предсказать в этой ситуации ничего невозможно — можно только болеть.