У национальной телепремии ТЭФИ на информационно-аналитическое вещание отведено ровно две номинации (программа в этом жанре и ее ведущий), а насквозь политический Владимир Соловьев со своим «Воскресным вечером» вынужден соперничать (как это было на ТЭФИ-2016) в категории «Вечернее ток-шоу» с весьма далекими от политики шоу «Ревизорро» и «Давай поженимся». В этой ситуации, впрочем, нет ничего чрезвычайного — и ТЭФИ после обновления пока еще не разобралась со своими категориями (они меняются чуть ли не ежегодно), да и политизированность отечественного телевидения — особенно в прайм-тайм — оставляет желать лучшего.
Конечно, есть новостное вещание: различные «Новости», «Вести», «Сегодня» и «События» выходят в эфир по нескольку раз за день, сменяясь итоговыми выпусками по главным событиям дня.
Но с новостями почти все понятно, они и в ТЭФИ проходят отдельными номинациями, и их формат остается без изменений едва ли не с советских времен. Кроме того, они пользуются постоянным успехом у зрителей и регулярно занимают почти весь топ-10 самых популярных программ недели по версии «Медиаскопа» (бывший «TNS Россия»), и сдвинуть их с первых мест способно только «Евровидение» или «Голос». Политические же ток-шоу находятся в рейтингах не на самых высоких местах, что не исключает соперничества уже между ними за пределами телепремий.
Популярные и не очень
Политические ток-шоу не следует путать с авторскими программами — вроде шоу Владимира Познера, которое восходит к передаче американского телеведущего Ларри Кинга. Придуманный еще в 60-е Филом Донахью формат общения со зрителями (и приглашенными экспертами) для обсуждения злободневных вопросов чаще используется для каких-либо социальных тем (например, «Пусть говорят» Андрея Малахова). Расширенные выпуски новостей, выходящие, как правило, в конце недели (например, «Воскресное время»), все же играют на другом поле, чем ток-шоу, хотя и бывают похожи на них.
Самым популярным ток-шоу в жанре политики уже долгое время остается «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», который выходит поздно вечером по воскресеньям на «России 1».
На неделе с 13 по 19 февраля эта программа получила рейтинг 4,6%, а долю — 18,9%, заняла первое место среди социально-политических программ и стала тринадцатой в общем зачете (Москва, аудитория 4+).
Также в десятку этого раздела часто попадают еще две программы Соловьева — выходящий по будням «Вечер», а также «Поединок», в котором понравившегося политика делают победителем телезрители.
Кроме того, популярностью пользуется неоднократный обладатель ТЭФИ Вадим Такменёв с субботним «Центральным телевидением» (3,4% рейтинг и 9,8% доля), а также два шоу на канале «ТВ Центр» — «Право знать!» и «Право голоса». Ну и, разумеется, набирающие ход «60 минут» на «России 1» и «Первая студия» на Первом.
Кстати, именно Такменёв и его программа дважды выигрывали ТЭФИ — в 2014-м и 2016-м.
Слот раздора
Семичасовой слот традиционно считается самым началом вечернего прайма — не самым престижным, но уже популярным. По будням часть отечественных каналов отводила его под новостные программы: 40-минутный выпуск «Сегодня» на НТВ начинался в 19.00, а получасовые «События» на «ТВ Центре» и «Новости» на РЕН ТВ — в 19.30. На «России 1» в это время с 2013-го шел «Прямой эфир» с Борисом Корчевниковым, который по накалу страстей и поднимаемым темам (скандалы в шоу-бизнесе и социальная проблематика) был достойным соперником шоу «Давай поженимся», которое идет на Первом с 2008 года. Долгое время такое распределение всех вроде бы устраивало, но в начале сезона-2016/17 на «России 1» решили изменить концепцию.
Открывать вечерний прайм-тайм стало новое ток-шоу «60 минут».
Шоу выходит ежедневно по будням в 18.50 и идет — с учетом рекламы — до 20-часового выпуска «Вестей». Оно позиционировалось и позиционируется как социально-политическое и посвящено главной теме прошедшего дня, которую обсуждают ведущие (супруги Ольга Скабеева и Евгений Попов) и приглашенные гости программы — политические и общественные деятели. Что касается «Прямого эфира», то он никуда не делся, а просто переехал вместе с Корчевниковым на час раньше. За пределы прайма.
Главный конкурент «России 1» примерно полгода не замечал изменений в сетке соседнего канала.
И только в январе 2017-го нанес ответный удар — в шесть вечера начало выходить почти двухчасовое ток-шоу «Первая студия» с ведущим Артемом Шейниным. Формат получился примерно таким же, как и у «60 минут», — обсуждение тем дня с приглашенными экспертами (но в легендарной Первой студии Останкино), но, возможно, чуть более подробное, чем у Скабеевой и Попова. За счет более длинного хронометража.
Дело в рейтинге
К рейтингам своих программ на телеканалах относятся очень внимательно. И пусть для Первого или «России 1» колебание в процент фатальным не является, все равно любое изменение требует внимания. Так, по данным «Ведомостей», по итогам 2016 года лидером стал канал «Россия 1» с 12,9% (годом раньше было 12,7%) доли аудитории, а Первый стал вторым с 12,7% (в 2015-м было 13,7%). Первый, кстати, первым начал принимать не самые популярные меры по снятию с эфира шоу, не оправдавшие ожиданий, — как, например, сериал «Обратная сторона луны – 2» или собственный кубок по хоккею.
Задумка «России 1» с общественно-политическим ток-шоу в начале прайм-тайма поначалу не выглядела серьезной попыткой переломить ситуацию.
На старте «60 минут» показали 3,2% рейтинга и 12,4% доли — показатели, сравнимые с «Давай поженимся», а потому не опасные. В конце концов у «Прямого эфира» были примерно те же самые цифры: так, ровно год назад, в феврале 2016-го, у шоу Корчевникова было 2,8% и 10,3% (а у телесвах — 4,0% и 13,1%). Да и во время выхода «60 минут» прямой конкуренции не получилось: телевидение активно освещало выборы и было не до возможных свадеб.
Уже к концу года, впрочем, ситуация поменялась: «60 минут» вошли в топ-3 лучших общественно-политических программ, выходящих по будням (по данным газеты «Коммерсантъ»), а в начале 2017-го уже однозначно опережали «Давай поженимся» — 5,4% и 17,2% против 4,0% и 12,7%.
И пусть рейтинги «60 минут», как правило, зависели от новостной повестки дня, развлекательное шоу, которое регулярно проигрывало слот, отправилось завершать дневной эфир, а на его место и пришла «Первая студия».
Сейчас «Первая студия» и «60 минут» конкурируют почти на равных. У программы Первого канала на неделе с 13 по 19 февраля рейтинг был 4,1%, а доля — 13,8%, у шоу «России 1» — 4,2% и 13,7% соответственно.
Паритет между двумя похожими программами, видимо, будет сохраняться и в дальнейшем. «России 1» помогает то, что после «60 минут» начинаются «Вести» и можно сохранить неразрывность новостной и аналитической повестки. У Первого в активе скандальное ток-шоу Андрея Малахова «Пусть говорят», которое идет уже полтора десятка лет и выглядит совершенно непотопляемым. Зрители, пожалуй, от этого соперничества только выиграли: можно выбирать подачу актуального материала на свой вкус — агрессивную от «60 минут» или более спокойную от «Первой студии».
Главными пострадавшими в этой борьбе рейтингов стали поклонники шоу «Давай поженимся», которое неожиданно оказалось в непривычном месте (выходит теперь в 17.00) — не все зрители успевают к этому времени добраться до телевизоров с работы. Правда, на протест, который пронесся по соцсетям, на Первом внимания не обратили.