«Алкоголизм героев моего фильма — всего лишь фон»

Режиссер Григорий Константинопольский о сериале «Пьяная фирма» на ТНТ

Игорь Карев
Кадр из сериала «Пьяная фирма» Геннадий Грачев/ТНТ
Режиссер Григорий Константинопольский рассказал «Газете.Ru» о мини-сериале «Пьяная фирма», который стартует на ТНТ, жанровом разнообразии, русском пьянстве, о видеоклипах и работе с Михаилом Ефремовым, Иваном Макаревичем, Маратом Башаровым и другими артистами.

Гениальный врач-нарколог и изобретатель Григорий Михайлович Штучный (Михаил Ефремов) когда-то понравился самому Ельцину (Сергей Колтаков), сумев протрезвить самого Майкла Джексона (Ингеборга Дапкунайте). Но расположение власть имущих — вещь тонкая, и сейчас Штучный работает простым охранником в больнице, и его почти все устраивает — смены не очень часто, напарник Славик (Юрий Колокольников) вроде приличный и разделяет его интересы. Правда, новый главврач Анастасия Григорьевна (Елизавета Боярская) иногда придирается, но, когда Григорий Михайлович узнает, что той нужны большие деньги, чтобы сохранить ребенка, он решает изменить свою жизнь. На помощь приходит промоутер, организатор вечеринок и сосед Илья (Иван Макаревич) — у того обширные знакомые среди тех, кто неумеренно пьет, у бывшего врача есть уникальная методика по выведению из запоев. Они быстро организуют новый бизнес, который должен буквально озолотить каждого, не учитывая, правда, что если платить за выпивку люди уже привыкли, то оплачивать похмелье — еще нет.

Кадр из сериала \«Пьяная фирма\» Геннадий Грачев/ТНТ

Канал ТНТ покажет четырехсерийную комедию клипмейкера и режиссера Григория Константинопольского «Пьяная фирма», в которой персонажи Ефремова и Макаревича будут бороться с неумеренным потреблением алкоголя достойных и не очень членов богемной тусовки, полицейских и банкиров.

Актерский состав в фильме звездный — в нем также снялись Виктория Исакова, Анна Михалкова, Марат Башаров, Ирина Апексимова, Виктория Толстоганова, Евгений Цыганов и многие другие. Накануне премьеры «Газета.Ru» поговорила с режиссером о «Пьяной фирме».

— «Пьяная фирма» определена как авантюрная комедия. Но в ней, на мой взгляд, самый настоящий калейдоскоп жанров — там и комедия, и криминальный боевик, и, наверное, даже фильм ужасов есть. А вы сами как определили бы жанр фильма?

— Чистые жанры, на мой взгляд, сейчас вообще уже отсутствуют, никто так не снимает. Всем интересно смешение жанров. Но какой-то из них в каждом фильме превалирует. Почему, например, что-то считается комедией? Потому что там больше юмора, иронии или сарказма — того, что заставляет публику смеяться. Наверное, это трагикомедия. Но ни в коем случае не ситком.

— В фильме есть отдельные моменты с закадровым смехом…

— Ну, это стайл, который придает некое чувственное ощущение. Поэтому смех и вставлен — это всего лишь часть аттракциона, который я создаю в этой сцене.

— В вашей трагикомедии даже убивают не очень страшно. Хотя страшные моменты все-таки есть…

— Конечно, они есть. Но я не люблю чернуху, это последнее, чем я буду заниматься в кино, — переносить на экран бытовую правду и так далее. Это не мое, мне это неинтересно.

— От «Пьяной фирмы» осталось ощущение, что это четырехсерийный видеоклип. Хорошо подобранная музыка, на которую идеально ложатся картинки, постоянно сменяющие друг друга. Вы сознательно добивались такого эффекта?

— Понимаете, мое занятие музыкальным видео в течение десяти лет, в 1990-е, конечно, не прошло впустую, у меня есть опыт в этой области — я сделал почти 300 роликов. Но я уже предвижу, что из-за этого на фильме может появиться некий ярлык — например, что его снял человек с клиповым сознанием и тому подобное бла-бла-бла… Но клип — это понятие дизайна, а фильм оперирует понятиями драматургии. Я сделал фильм, и это драматическое произведение. Я совершенно не преуменьшаю роль клипа и не стесняюсь тех клипов, которые снял. Но все-таки «Пьяная фирма» — это, конечно, кино.

Кадр из сериала \«Пьяная фирма\» Геннадий Грачев/ТНТ

— Можно ли сказать, что вы пришли в кино из музыкального видео?

— Я пришел в кино из кино. Начинал заниматься кино, снял дебютную работу, 50-минутный, то есть почти полнометражный фильм. Но в 1990-е денег на фильмы особо не было, поэтому я был вынужден заниматься другим. Кроме того, я действительно очень люблю музыку, и у меня есть к этому определенные способности.

Но те режиссеры, которые прошли через музыкальное видео, наверное, обостренно чувствуют музыкальный стиль, ритм музыки. Например, титры, как я понимаю, должны соответствовать ритму закадровой музыки. В кино музыка — часто это подложка, фон, совсем другое дело. Впрочем, это, конечно, зависит от режиссера. В моем фильме ритма и музыки много.

— Вы не ставили задачу подстроить свою историю под музыку?

— Нет, совершенно не ставил. Просто она точно найдена, и, видимо, поэтому такое ощущение.

Режиссер Григорий Константинопольский (в центре) на съемках сериала \«Пьяная фирма\» Геннадий Грачев/ТНТ

— Главного героя в «Пьяной фирме» зовут так же, как вас. Вы ему сознательно дали свое имя и отчество?

— Не совсем сознательно, так получилось. Общий возраст, общее имя, общая судьба. Поэтому, собственно говоря… «Мадам Бовари» — это я, да.

— Многое вы вложили в него от себя?

— Конечно, но как и во всех героев фильма. Скажем, герой Ивана Макаревича — это тоже я, отчасти.

— Почему вы обратились к теме непризнанного гения?

— Непризнанный гений в России — имя нарицательное. Это понятие вызывает и снисходительную улыбку, и некое уважение. Правда, уважение приходит чуть позже, как только непризнанный гений умирает… Вот тогда он сразу становится признанным, и все его жадно любят..

— Ваши герои — они все время пьют: много, с удовольствием. Иногда все-таки кривясь…

— Как и любой русский человек.

— Но, кажется, Россия давно уже не на первом месте по употреблению алкоголя?

— Я совершенно не меряюсь ни с кем местами, и это совершенно не входило в мою задачу.

— А как вы бы сформулировали задачу, которую ставили перед съемками этого фильма?

— Алкоголизм героев моего фильма — всего лишь предлагаемые обстоятельства, фон, чтобы рассказать историю совсем о других вещах. Если в фильме главный герой пожарный, это не значит, что история про пожар, это только лишь значит, что история идет на фоне пожара. Один мой герой пьющий, второй тоже пьющий. И работают они с пьющими людьми. Поэтому и появляется ощущение, что все вокруг пьют. Но, конечно, это не так, с одной стороны. А с другой — какой же русский не любит быстрой езды… сказал Селифан и врезался в столб.

Кадр из сериала \«Пьяная фирма\» Геннадий Грачев/ТНТ

— Вы выбрали не самый привычный для современного отечественного телевидения формат — четырехчастный мини-сериал. Вам не предлагали растянуть историю «Пьяная фирма» на большее число частей?

— Изначально серий должно быть восемь. Но Юрий Сапронов (гендиректор компании «Всемирные русские студии». — «Газета.Ru»), который заказывал мне эту историю, наверное, посчитал ее слишком своеобразной и острой. История действительно нетипичная, мягко говоря. И неизвестно, смог бы он ее продать или нет.

— Мощный кастинг, наверное, мог помочь в продвижении. У вас даже в эпизодических ролях — доска почета российского кинематографа. Как вы сумели договориться с таким количеством актеров первого ряда?

— Все они — мои знакомые и друзья. Или те артисты, перед которыми я преклоняюсь, как Андрей Мерзликин, например, или Сережа Колтаков... Они блестящие актеры, поэтому я их позвал.

— Работать с таким звездным составом легче, чем в привычном формате, когда две-три звезды на фильм? Или труднее?

— Не могу сказать, у меня всегда снимались звезды. Поэтому мне сложно с чем-то сравнивать. Я всегда предлагал роли тем, кому они подходили, тем, кто мне нравится. А соглашаться или нет — это их дело. Но почти никто не отказался.

— Вы готовы на продолжение этой истории? Или у нее продолжения не может быть в принципе?

— Отчего же? Я давно придумал продолжение «Пьяной фирмы». Но боюсь, что этот сюжет слишком специфичен и канал может не захотеть.

— Что предполагаете снимать дальше?

— Знаете, особых планов у меня, к сожалению, нет. Лежит история, которую я давно очень хочу снять и на которую есть совсем крошечный мини-бюджет. Наверное, зимой сделаю, но это будет такое мегамалобюджетное кино. Сценарий называется «Русский бес», это такой перевертыш фильма «Американский психопат» с Кристианом Бэйлом — похожая история, в которой все наоборот.