На что сходить в театр в декабре

Константин Богомолов ставит Вуди Аллена, «Гоголь-центр» переносит на экран фильм Ингмара Бергмана: самые яркие спектакли декабря

Кристина Матвиенко
«Газета.Ru»
Марк Захаров и Владимир Сорокин, Константин Богомолов и Вуди Аллен, а также «Youtube/В полиции»: декабрь полон театральными премьерами и событиями под завязку. Фестиваль NET сменяется новыми работами ньюсмейкеров сцены и молодых художников. «Газета.Ru» собрала самые яркие премьеры первого месяца зимы.

«День опричника»

Спектакль \«День опричника\» по романам Владимира Сорокина в \«Ленкоме\» Артем Геодакян/ТАСС

Блокбастер, иначе не скажешь: Марк Захаров ставит два романа Владимира Сорокина, «День опричника» и «Теллурию», со всем звездным составом своего театра (играют все — от Певцова до Броневого!). Ставит как современного сатирика, чтобы сказать прямым текстом: нет тирании и «болезненному садизму». Захаров, начинавший свою режиссерскую карьеру с острых комедий, написанных современными ему и эпохе драматургами уровня Горина и Петрушевской, под занавес 2016 года выстреливает черной комедией главного русскоязычного писателя 2000-х. Что-то торжественное и патетичное есть в этом жесте — как и в кристальных строениях Сорокина. Дастся ли «Ленкому» в руки не только тема, но и язык, покажет премьера.
(«Ленком», 1, 3, 9, 15, 27 декабря)

«Youtube/В полиции»

Спектакль по историям, найденным на канале YouTube и посвященным будням российской полиции, делает актер и многостаночник Григорий Добрыгин («Как я провел этим летом», «Метель», «Атомный Иван»). Известный своими проектами-путешествиями, Добрыгин работает с так называемой found drama, «найденной драмой» — то есть тем, что снято в реальной жизни непрофессионалами. С необработанным материалом справляются «кудряши» — молодые артисты мастерской Олега Кудряшова, ставшие резидентами «Практики», движение ставит хореограф Олег Глушков — а значит, жизнь будет упакована в эффектные обертки.

(«Практика», 7-8 декабря)

«Трансформатор» — открытие новой сцены Театра.doc

Театр.doc откроет новую сцену — зал \«Трансформатор\» Театр.doc

Московский Театр.doc открывает новую — третью в Москве — площадку, куратором которой станет Всеволод Лисовский, «доковский» практик, работающий на стыке театра и современного искусства. «Трансформатор» нужно будет отыскать между проходными 1 и 2 красивейшего Электрозавода, но и в первый раз это сделать легко: для знакомства с новым местом Лисовский приспособил свой спектакль-бродилку «Неявные воздействия». В качестве манифеста обещана радикальность интеллектуального и телесного толка, а главное — попытка воздействовать на окружающую среду, а не прогибаться под нее. Среди декабрьских событий «Трансформатора» заявлены перформанс по текстам левака Ги Дебора, мигрант-балет «Шпатель» и новогодняя постановка Олега Мавроматти.
(Электрозавод, ул. Электрозаводская, 3 декабря)

«Персона»

«Персона» Гоголь-центр

Режиссер Лера Суркова, замечательно точно работавшая с документальным материалом, с новой драматургией и в жанре site specific, делает в Малом зале «Гоголь-центра» театральную версию фильма Ингмара Бергмана 1966 года с Лив Ульман и Биби Андерсон. Текст «Персоны» переписал драматург Евгений Казачков, а главную роль — актрисы, предпочитающей молчание всем словам, — играет Юлия Ауг, королева российского авторского кино.
(«Гоголь-центр», Малый зал, 2–4 декабря)

«Тело авангарда»

«Тело авангарда» Центр им. Мейерхольда

Эксперимент по актуализации наследия Всеволода Мейерхольда и Сергея Эйзенштейна придуман режиссером Дмитрием Мелкиным/Филипповым и идеально укладывается в пространство площадки, напрямую связанной с именем главного русского театрального революционера. Это кросс-жанровый спектакль с серьезной научной «подкладкой» в основе: документальную пьесу про Мейерхольда сочинила драматург Елена Гремина, с исследованиями проекту помогал ученый Вадим Щербаков, а биомеханикой занимался артист и режиссер театра «Около» Алексей Левинский. Больше того — ЦИМ заполучил редчайшие архивные документы, по которым на наших глазах сегодня реинкарнируют «тело авангарда» 1920-х.
(Центр имени Мейерхольда, 1 декабря)

«Своими словами. Н. Гоголь. «Мертвые души»

«Своими словами. Н. Гоголь. «Мертвые души» Школа драматического искусства

Новое сочинение Дмитрия Крымова, художника и визионера, работающего с чужими словами как с предметами, а с предметами — как со словами. Импровизируют тут по мотивам не столько самой поэмы Гоголя, сколько вокруг нее — в основе история про то, как Пушкин подарил идею «Мертвых душ» Гоголю. А тот написал. То есть исключение из правил: не воруют идеи, а делятся ими. Веселый и меланхоличный спектакль Крымова и команды его универсальных художников-артистов предназначен вроде как для детей, но, конечно, детского там пополам со взрослым.
(Школа драматического искусства, 23–24 декабря)

«350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025»

«350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» МХТ им. А.П. Чехова

Драма-перевертыш про любовь и отношения: главными героями, как и бывает у Вуди Аллена, является современный истеблишмент: адвокат, его жена-психоаналитик и ее подруга. Главную троицу в спектакле Константина Богомолова играют Марина Зудина, Александра Ребенок и Игорь Верник: именно в руках этого режиссера эта троица умеет быть по-документальному точной и длить на сцене реальное время. Александре Ребенок, пришедшей в МХТ из «новой драмы» и независимого театра, эта органичность вообще сверхсвойственна. Специально для блюстителей нравственности отметим: в новом богомоловском спектакле провокации ноль, только любовь, только частные хроники.
(МХТ им. А.П. Чехова, Малая сцена, 3, 12, 24 декабря)



«Идиотология, учение об идиотских основах души»

«Идиотология, учение об идиотских основах души» Электротеатр Станиславский

Дебют режиссера Клима Козинского, учившегося в Мастерской Индивидуальной Режиссуры Бориса Юхананова, а прямо недавно — стажировавшегося у бельгийца Яна Фабра. В хитровыдуманной текстовой композиции скрещены Достоевский и немецкий философ и математик Лейбниц. Настасью Филипповну играет Елена Морозова, Рогожина — приглашенный из МХТ Денис Бургазлиев; сценографию в духе Магритта и стилистически изощренные костюмы делает лауреат «Золотой маски», художница Анастасия Нефедова. Князю Мышкину в этом спектакле предъявлен счет за неумелое вторжение в мир человека.
(Электротеатр Станиславский, Малая сцена, 10–13 декабря)


«Барабаны в ночи»

«Барабаны в ночи» Театр им. А.С. Пушкина

Свежий хит Юрия Бутусова по ранней пьесе Бертольта Брехта. Жизнь красавицы Анны Балике (Александра Урсуляк), ее семьи и ее двух мужчин — искалеченного войной Андреаса Краглера (Тимофей Трибунцев) и Фридриха Мурка (Александр Матросов) — порублена режиссером в кабаретную «капусту». Политическая боль и дидактика здесь выражены фоном — в том числе через трансляцию хроники строительства Берлинской стены или панорамы разрушенного войной Берлина, а вот мелодраматический треугольник становится главным. «Плей-лист» спектакля, стриптиз в исполнении Урсуляк (она «танцует» свою роль с таким отрывом, что мужчины не только на сцене, но и в зале реально сходят с ума), двое ее харизматичных ухажеров и общая энергия артистов берут публику за жабры с начала и держат до конца.
(Театр им. А.С. Пушкина, 1, 15, 23 декабря)


«Дыхание»

«Дыхание» Театр Наций

Чистая и совершенная в своей лаконичности российская версия известной пьесы британца Дункана Макмиллана, речь в которой о молодой паре, испытывавшей серьезные сомнения по поводу как своего будущего, так и будущего всего человечества. Спектакль Марата Гацалова выверен по секундам и миллиметрам: здесь звуки (композитор Сергей Невский) соединяются в партитуру, движения (хореограф Татьяна Гордеева) — в специфический балет, а предметы мебели (художник Ксения Перетрухина) совершают движение, только в финале обнаруживаемое зрителями. Двое, он и она, Роман Шаляпин и приглашенная из новосибирского «Глобуса» Людмила Трошина, мерными голосами выясняют, любят ли они друг друга или это — такая же иллюзия, как и 3D-проекция человека, которая вдруг появляется вместо живого артиста.
(Театр Наций, Малая сцена, 4–5 декабря в рамках фестиваля NET)