Львиная доля Кончаловского

Андрей Кончаловский получил «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля

Завершился 73-й Венецианский кинофестиваль. «Серебряного льва» за режиссуру вновь получил Андрей Кончаловский, а «Золотого» увезет с собой филиппинский режиссер Лав Диас.

«Золотой лев»

«Женщина, которая ушла»

Режиссер — Лав Диас

Нынешний год уже впору объявлять годом филиппинского режиссера Лава Диаса. В начале года он произвел фурор в Берлине восьмичасовой «Колыбельной скорбной тайной», а теперь привез в Венецию самую короткую картину в своей фильмографии, которая идет всего лишь немногим меньше четырех часов. Замысел фильма вырос из рассказа Льва Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет», однако несправедливо брошенного в тюрьму купца Ивана Аксенова Диас заменил женским персонажем. Бэкграундом истории стала, как всегда у автора, филиппинская история, а снят фильм в присущей ему манере — множество персонажей, статичные монументальные гипнотические кадры. Под их магическое действие на сей раз попало и жюри во главе с режиссером Сэмом Мэндесом — всякий, кто давал себе труд посмотреть предыдущие фильма Диаса, легко поймет этот выбор.

«Серебряный лев» за режиссуру

«Рай»

Режиссер — Андрей Кончаловский

Кончаловский увозит уже второго «Серебряного льва» подряд, на сей раз — за фильм про Вторую мировую войну и очутившуюся в концлагере русскую аристократку. Героиня оказалась в плену у фашистов не просто так, а потому что помогала парижским силам Сопротивления и спасала еврейских детей. Кроме этой героини, сыгранной Юлией Высоцкой, в фильме есть еще два влюбленных в нее героя — эсэсовец Хельмут и француз-коллаборационист, поклонник Чехова Жюль. Вся эта история рассказывается при помощи серии интервью с главными действующими лицами, которая перебивается периодическими реконструкциями описанных событий. Выбранная художественная форма и общий пафос вызвали неоднозначную реакцию критики, однако многие уже после показа говорили, что Кончаловский с фильмом про концлагерь из Венеции без приза не уедет.

«Дикая местность»

Режиссер — Амат Эскаланте

Разделил приз за режиссуру с Андреем Сергеевичем мексиканец Эскаланте, ответственный за трехлетней давности фестивальный хит «Эли». В прошлом фильме постановщика юному герою в какой-то момент поджигали член, в новом — из них состоит ключевое для сюжета существо, заведшееся в лесу после падения метеорита. Впрочем, речь здесь идет, конечно, не о затейливой фантастической порнографии, а об обнажении пороков и фрустраций современного общества.

«Серебряный лев» — приз жюри

«Под покровом ночи»

Режиссер — Том Форд

После изысканной гей-драмы («Одинокий мужчина» — режиссерский дебют модельера Тома Форда) постановщик обратился к жанру триллера и, судя по всему, не прогадал. Публика и критика встретили картину в высшей степени благосклонно, что и подтверждает решение жюри. Речь же в фильме идет о супружеской паре, которой приходится обратиться к прошлому ее женской половины, поскольку ее бывший муж прислал на вычитку свой новый роман, коварно посвященный совместной жизни.

Кубок Вольпи лучшей актрисе

Эмма Стоун, «Ла Ла Лэнд»

В конкурсе нынешнего фестиваля было сразу несколько картин, не вполне соответствующих представлениям об артхаусном кино, а «Ла Ла Лэнд» автора «Одержимости» Дэмиена Шазелла его и вовсе открывал. Это ретромюзикл, речь в котором идет о романе джазмена и старлетки, которую и сыграла одна из лучших современных молодых актрис Эмма Стоун. И пусть теперь кто-нибудь попробует сказать, что мюзикл — низкий жанр.

Кубок Вольпи лучшему актеру

Оскар Мартинез, «Почетный гражданин»

Сатирический фильм Гастона Дюпра и Мариано Кона рассказывает про популярного писателя, который возвращается в свой родной городок в Аргентине и, поначалу принятый восторженно, в итоге так и не может найти общего языка с земляками. Оскар Мартинез еще до объявления призов назывался среди главных претендентов на победу, и не напрасно.

Лучший сценарий

Ной Опенхайм, «Джеки»

Название фильма Пабло Ларраина безошибочно называет персонажа, хоть в заголовке указано только имя. Речь идет, конечно, о Жаклин Кеннеди — первой леди США, которая оказывается перед камерой через неделю после убийства мужа в Далласе и пытается как-то если не проанализировать, то проговорить произошедшее. Главную роль здесь сыграла Натали Портман, и это едва ли не самая сложная и необычная для нее роль, поскольку ей приходится играть сразу нескольких очень разных Джеки. Ну а ответственность за создание разнопланового и остроумного рассказа о героине несет, разумеется, получивший награду сценарист Опенхайм.

Специальный приз жюри

«Плохая партия»

Режиссер — Ана Лили Армипур

Прошлый фильм уроженки Ирана Армипур назывался «Девушка возвращается одна ночью домой» и собрал такой урожай восторгов, что уже в следующем фильме у режиссера снялись Джим Керри, Киану Ривз и Джейсон Момоа. Речь здесь идет об одном из вариантов постапокалиптического будущего, где пустыню, в которую превратилась наша некогда зеленая планета, населяют каннибалы всех мастей. И вот устаканившийся было мировой порядок рушит юный людоед, влюбившийся в свой потенциальный ужин. Если так пойдет и дальше, то следующим фильмом Армипур вполне может сделать заявку на нового Тарантино, которого синефилы всего мира уже заждались.

Приз имени Марчелло Мастрояни лучшему новому актеру

Паула Бир, «Франц»

Новый фильм Франсуа Озона, как и картина Кончаловского, обращается в прошлое, но даже дальше — ко временам Первой мировой. В центре картины — юные герои, в отношения которых вмешивается война и необходимость делить окружающих на друзей и врагов. В октябре фильм выйдет в российский прокат, ну а пока можно просто полюбоваться на Паулу Бир — еще одно открытие живого французского классика Озона.