Пушкин под ногами

На СТС начинается сериал «Пушкин»

Игорь Карев
Кадр из сериала «Пушкин» Пресс-служба СТС
На канале СТС стартует сериал «Пушкин», в котором преступник пытается сохранить свою жизнь, играя Александра Сергеевича в большом международном проекте.

Актер Андрей Червонский (Александр Молочников) снимается в главной роли в фильме про Пушкина и доводит членов съемочной группы до тихой истерии своими капризами. Одна из прихотей знаменитости кончается трагически: он пытается самостоятельно выполнить сложный трюк и надолго попадает в больницу. А съемки останавливать нельзя: это совместный с французами проект, в нем снимается Софи Мерсье (Светлана Устинова), спонсоры будут недовольны, а аванс уже получен. И продюсер Григорий (Андрей Бурковский) с режиссером Толиком (Сергей Муравьев) лихорадочно пытаются найти выход из непростой ситуации.

Решение неожиданно обнаруживается на Дворцовой площади,

где мошенник Василий (Александр Молочников), как две капли воды похожий на Червонского, тоже играет Пушкина, фотографируясь с доверчивыми иностранцами, а заодно освобождая их от лишней наличности. Вот только к моменту знакомства с кинематографистами Василий уже заинтересовал правоохранительные органы и даже оказался в СИЗО. Так что продюсеру приходится его вызволять, заодно приняв в актерский ансамбль дочку начальника изолятора и майора Кулакова (Ян Цапник) как охранника ценного заключенного. Ну а режиссеру Толику предстоит сделать из зэка настоящего актера и Пушкина.

Канал СТС начинает показ сериала «Пушкин» — истории о подмене, криминале и о том, как весело бывает, когда снимается кино.

<1>

Фильм этот не про наше все русской словесности, хотя ту картину, над которой работали Григорий и Толик, было бы, пожалуй, любопытно посмотреть. А вот кто стал главным героем этой авантюрной комедии, определить очень сложно.

С первого взгляда на эту роль вполне подходит мелкий карманник. Василий волею судеб попадает в большое кино и получает шанс если не начать свою никчемную жизнь заново, то хотя бы отсрочить близкое знакомство с тюремными обитателями и их нравами. В этом случае «Пушкин» весьма близок к сюжету, который начал еще Марк Твен своей сказкой «Принц и нищий», а продолжили сонмы его последователей, среди которых можно вспомнить и советский фильм «Джентльмены удачи», где веселый воспитатель из детского сада оказывается как две капли воды похож на закоренелого уголовника и ради торжества социалистической справедливости вынужден занять его место.

В «Пушкине» ситуация, конечно, обратная.

И вору Василию приходится учиться не пасти рвать, а, напротив, воздерживаться от этого, чтобы его Пушкин выглядел не как гопник из подворотни, а как дворянин, которым он, собственно, и был.

Впрочем, по стилистике «Пушкин» ближе к недавнему ремейку тех же «Джентльменов» — комедии «Джентльмены, удачи!». Это не самый плохой образец переделки нынешним поколением российских кинематографистов кинонаследия СССР, который помещает знакомых героев в атмосферу недостоверности и фантасмагоричности. Прием имеет право на существование, но, наверное, не в данном случае, и поэтому старые «Джентльмены» так и остались классикой, а новые, увы, на место в пантеоне претендовать не могли даже теоретически.

<2>

То же самое можно было бы сказать и про «Пушкина» — это интересная задумка, у которой возникли трудности с реализацией.

Василий, к сожалению, так и остается вором — даже на съемочной площадке, когда ему вроде бы разъяснили его задачу, а он сам понял, что от точного выполнения воли режиссера зависит его даже не судьба, а жизнь. Персонаж этот выглядит быдловатым хамом (каким он и должен быть) и вызывает не сочувствие, а отторжение. Сочувствовать нужно скорее тем, кто его окружает и вынужден терпеть в силу необходимости, тому же майору или знаменитой французской актрисе.

И еще двум персонажам — продюсеру Григорию и режиссеру Толику.

<3>

Если бы «Пушкин» полностью сосредоточился на их похождениях, могло бы получиться очень неглупое подражание очень смешной комедии Мела Брукса «Продюсеры». Эти два героя в сериале составляют ту пару, которую у Брукса играли Зеро Мостел и Джин Уайлдер, — напористого бизнесмена и затюканного профессионала. Но полноценных «Продюсеров» не получается — Пушкин во всех своих ипостасях путается под ногами, его проблемы приходится решать всем вокруг, что отвлекает от сверхзадачи кинематографистов. Но они и сами как-то не очень одержимы деньгами, им важен процесс съемок, они действительно хотят снять хороший фильм, а потому смотрят на все мешающие этому факторы — на лже-Пушкина, француженку, полицейских и даже на спонсоров — как на нечто, мешающее творчеству. Если бы они, как герои Брукса, просто охотились бы за деньгами, сериал получился бы более забавным, а без этого стал похож на репортаж со съемок новой комедии о «Джентльменах». Хотя и смешной.