Боевые Чебурашки

Дмитрий Петров о том, как знакомые с детства мирные образы используют в военной пропаганде

Дмитрий Петров
Wikimedia Commons
Судя по тому, что доносится из телевизора, российская пропаганда пытается внедрить в сознание людей мысль о том, что война — не самое страшное… В том числе и атомная. Ну а где война — там и герои. Порой совершенно неожиданные. Вроде Олимпийского Мишки с автоматом наперевес или Чебурашки в камуфляже.

«Итак, началась Третья Мировая Ядерная Война. А что делать вам? Прежде всего — оценить: где вы. Если далеко от взрыва — оставайтесь на месте. Если рядом — очень быстро бегите в безопасное место. <…> Проанализируйте преграды, проложите маршрут, рассчитайте припасы: мюсли, батончики, сухофрукты, консервы, рис, бобы, мука, картофель, злаки, сахар, мед. А главное — вода…»

Когда-то меня готовили к войне. На уроках НВП: «При ядерном взрыве падайте на землю как можно дальше от зданий». В армии: «Вспышка слева!», «Вспышка справа!»… Потом устали. Но в последнее время снова учат правилам поведения при светопреставлении.

Этим заняты десятки интернет-ресурсов (фрагмент приведен выше). На меня, похоже, рассчитывают. И потому наряду с наставлениями типа «война — не самое страшное; надо лишь хранить спокойствие и оставаться в закрытом помещении...» — поднимают мой боевой дух.

Пропаганда не скупа на идеи. Ведь известно: дух тем выше, чем ярче его образцы — герои. Мне их предлагают. И они — впечатляют.

Как вам знаменитый Мишка Олимпийский? Да-да, символ Олимпиады-80. Вот он — с патронной лентой на плече и с автоматом в лапах. Да, друзья! Таким он вернулся к нам из сказочного леса. И бродит по сети, где его легко найти. Хорошо было бы знать и имя художника. Но, увы, автор неизвестен. Меж тем его детище украшает плакат пражского «Музея коммунизма», полного тоталитарных артефактов. И вообще — живет своей жизнью.

Мой приятель Вадим украсил им свою аватарку в фейсбуке. Я спросил: почему? А он: «Я увидел в Чехии этот плакат, рифмующий Олимпиаду-80 с афганской войной, и подумал: а ведь с тех пор у многих людей картина мира не изменилась. 2014 год это подтвердил. Отсюда Миши-АКМ на аватарке. Да, это сарказм. И он уместен».

Но этот образ греет душу многим и вдали от берегов Влтавы. Загляните в сеть: теперь Миши-АКМ — персонаж квазипатриотического фольклора в самых разных версиях, включая тату на впечатляющих местах.

Может, где-то считают, что это круто — превращать мирный символ спорта в монстра, трясущего чем-то скорострельным и смертоносным. Впрочем, ставить диагноз народным вкусам — дело социальных психологов. Но я здесь не вижу ничего хорошего.

А вот тот же Миша зверски рвет зубами флаг США. Улыбка милого дитяти художника Виктора Чижикова в прошлом — обнажился его клыкастый оскал.

Даже в мрачные годы «холодной войны» олимпийские медведи так себя не вели.

А нынешний — жрет. Под маркой anti-NATO.ru с девизом «Русские проснулись!».

Значит, не случайна тревожная картинка в Daril's Cagle's Post: угрюмый медведь-Россия разрывает могилу с надгробьем «Холодная война». А ведь синдикат Cagle Cartoons, Inc. рассылает свой продукт 850 изданиям. А с ним — и образ России.

Медведь — ее давний символ. Когда-то картографы вменяли странам символы — зверей. В XVI веке швед Олаус Магнус обозначил Россию медведем. А после он перебрался с карты — в карикатуру.

Вот рисунок 1791 года: Британия, Турция, Пруссия и другие лупят его плетками. А вот век XIX: медведь, лев, орел и галльский петух делят шкуру китайского дракона. 1938 год — в СССР прошли выборы и завершаются «большие процессы». Стоит мишка с газетой под мышкой. Сталин поит его из ложки с надписью «Казни». Медведь: «Я правда должен это пить? Я же верно плясал для тебя!» Подпись: «Московский пурген».

Чего только не пережил наш медведь! Его будили штыками японцы. Вместе с британским львом он пугал афганского эмира. Возил на себе большевиков… А теперь стращает мир. Вот за столом — лидеры Запада и Востока. Они говорят: «Цены на нефть больше не взлетят». А медведь: «Есть у меня одна штучка — с ней все взлетит». И указывает когтем на ракету.

Пусть для журналов Punch и Time и их читателей медведь — символ большой, но туповатой и неуклюжей силы,

в России этот образ все чаще используют как позитивный. В том же ключе, что и в детском анекдоте: я — медведь! И щас всем вам по морде надаю!

Советская пропаганда представляла Союз как сильную, но мирную страну, и в печати медведь был ее символом крайне редко. А нынче — кажет когти.

Началось это все с того же Миши Олимпийского. Продолжилось тушкой на эмблеме «Единой России». А теперь повсюду рык: это я — Миша. Кого съесть? Бегите, звери! Дрожите, люди! Или трясите «Искандерами»: ура-а!

И говорят, иным нравится.

Впрочем, на пермской выставке художника Василия Слонова «Добро пожаловать в Сочи-2014» на одной из работ была преотвратная медвежья ряшка. Но ее скрывала маска… Чебурашки! А на другой топорная матрешка и зверский ушастик слились воедино с полицейской дубиной.

Впрочем, тут дело ясное: автор намеренно играл с негативными образами.

Но за что же питомца Эдуарда Успенского и Леонида Шварцмана призвали на «гибридную войну»? Одели в форму? Вручили автомат? Снабдили триколором?

Прежде люди знали: «Чебурашко — питается репой да малиной, изловлен бабами на речке Неглинной». А еще он был когда-то «странной игрушкой безымянной». Какой же муштрой превратили его в существо, готовое, передернув затвор, жестко спросить друга, как на рисунке Бильжо: «Гена, а ты знаешь, что по национальности ты — гад?»

Впрочем, это с ним не впервые. У меня есть футболка с Че Бурашкой в берете и с оружием (авторская — с Non/Fiction, подпись неразборчива).

Но это — усмешка. Ирония. Отсыл туда, где у каждого восьмого на груди пылает взгляд Гевары... А тут — видео: ушастика сменяет то флаг Украины, то «рожок» АКМ с девизом «Слова ничего не значат». Убойный кадр — система залпового огня «Чебурашка», заряженная Чебурашками же. За кадром — хрип: «Этот город боится меня. <…> Мир стоит на краю, глядя в чертово пекло. Либералы, интеллектуалы — сладкоголосые болтуны. И никто не знает, что сказать…»

А чего говорить, коли вот скриншот. И на нем — боевой Чебурах-бах-бах-бах.

Очевидно, те, кто это снимал-рисовал, знают: замена людей животными (в речах, кино, рисунках) — не только прием давних баснописцев, но и современных пропагандистов – «расчеловечивание». С его помощью побуждают своих отождествить с животными — чужих. СМИ внушали народу хуту: соседи тутси — это инъензи — тараканы.

На Кубе несогласных звали гусанос — черви. В СССР радио «Свобода» рисовали в виде змеи. Зачем? Чтоб заместить возможную симпатию к людям омерзением к гадам.

Ну а как же орлы, львы, медведи?

Это — сильные звери. Здесь симпатию замещают злостью и жаждой победы.

Если враг — лев, надо его одолеть. Зря, что ли, Самсон ему пасть порвал? А если свой — то герой. Лев — царь зверей: мудрый и могучий. Орел — князь небес: зоркий и летучий. Медведь — император тайги: хитрый и мощный.

Здесь могут помочь мифология, этнология, исследования идентичности… Но годятся и приемы социологов. Ведь, возможно, это с их одобрения, выступая в октябре 2014 года на дискуссии в клубе «Валдай», Владимир Путин сравнил Россию с медведем, который «ни у кого разрешения спрашивать не будет. Он считается у нас хозяином тайги и… тайги он своей не отдаст». А «как только вырвут [ему] когти и зубы, тогда… чучело из него сделают». Но пока он при ракете и зубаст.

Допустим. Но что здесь делают Миша Олимпийский и Чебурашка?

О, у них важная роль! Ведь и олимпийский медведь — медведь. И если на устах его улыбка, он так и будет — стрелять, улыбаясь. Как и Чебурашка. Который, конечно, хороший. Но если доверивший ему оружие захочет, то и он прямо в цель попадет и ухом не поведет. Милые зверушки помогают усвоить: война — не самое страшное…