Политика в стиле ультрас

Александр Демьянчук/ТАСС

В ту далекую летнюю ночь 21 июня 2008 года город ходил ходуном до самого утра. Незнакомые люди обнимались между собой, кричали «Россия, вперед!», размахивали триколорами, запускали петарды, и даже русскоязычный сегмент был един в своем ликовании: наши сделали самих голландцев! Да здравствует наша сборная и ее тренер голландец Гус Хиддинк. В последующие недели имя голландского тренера даже давали новорожденным детям,

и никого не волновало, что Голландия — член НАТО и что там черт знает что творят секс-меньшинства.

Равно как никому в голову не приходило сперва интересоваться у встреченного на улице в радостную ночь человека, чей Крым, и лишь потом поздравлять его с таким долгожданным, увы, для нашей сборной прорывом.

Нынешний же Евро играется одновременно в нескольких параллельных вселенных, причем к футболу многие из них имеют лишь опосредованное отношение.

Фактура пока такова: наша сборная выступает отнюдь не блестяще (пока мы сыграли два матча: вничью с Англией и проиграли словакам 1:2), при этом наши болельщики уже успели подраться с англичанами, за что, в случае повторения инцидента, сборную России дисквалифицируют.

А вот как по-разному эти простые, вроде бы, события, воспринимаются в разных сегментах — в зависимости от политических взглядов.

В украинских соцсетях специальный личный борт Владимира Путина завозит на Евро вооруженных российских боевиков, которые должны устроить массовые драки и геноцид. За это России непременно ответят новыми санкциями.

В умеренно-патриотических соцсетях наши болельщики, как всегда, стали жертвами гнусных провокаций и лишь защищались от зверствовавших англичан вне поля (говоря словами великого Дмитрия Киселева — «англичанка гадит»),

в то время как на поле наша сборная снова стала жертвой одновременно газона, судьи, стадиона, погоды и мяча.

В ультрапатриотических сетях наши парни приехали защищать страну от всяких там гейропейцев и вообще напомнить им, каково это — быть настоящими мужиками. Хорошо, что вроде бы пока не требуют ввести войска.

В умеренно-либеральных соцсетях обсуждают, что уровень подготовки сборной упал и что нельзя все списывать на газон, мяч и судейство, а болельщикам надо вести себя приличнее. В конце концов, образ страны — хозяйки ЧМ-18. В ультралиберальных соцсетях желают сборной поражения, так как оно может негативно сказаться на рейтинге Путина, а поведение болельщиков — это ведь поведение детей вертухаев или сидевших, других категорий в нашей стране и нет.

Для полноты картины в случае, если наше нынешнее шествие по Евро на поле не превратится в триумфальное (чего искренне хочется), представители противоположных лагерей обязаны подать друг на друга в суд за то, что кто-то не так болеет или недостаточно громко поет в твиттере гимн.

Патриоты обвинят либералов в том, что они недостаточно хорошо болели за сборную или, наоборот, болели за сборную и тем самым ее прокляли,

либералы обвинят патриотов в том, что в стране нет денег на хороших иностранных специалистов. Сборная обвинит во всем всех, кроме себя. Наверное, опять сменят тренера.

В последние годы совершенно неважно уже, что на самом деле происходит и во что мы играем: футбол, регби, шахматы или дартс. Каждый из сегментов в зависимости от собственных взглядов воспринимает реальность исключительно в рамках своей парадигмы: у ультралиберала не возникнет и мысли, что наши фанаты не начали первые, у ультрапатриота — что происходящее — не часть хорошо составленного НАТО плана по унижению России.

Юная русская колумнистка, проживающая в Вашингтоне, не напишет у себя в соцсетях «Ладно, на неделю забиваем на разногласия, болеем за наших», а ветеран прокремлевских сайтов не посвятит колонку тому, что болельщики-ультрас сейчас оказывают стране крайне дурную услугу.

С 2008 до 2016 года прошло всего восемь лет, один Евро-чемпионат, но сам мир, в котором и ради которого они играют, сузился до череды двумерных коридоров, совершенно предсказуемых и от того скучных.

Непонятно другое.

Если вдруг наша сборная не проявит волю и в итоге не выйдет из группы и поедет домой, обычно волей-неволей начинаешь болеть за другую команду. Раньше выбирали просто — исходя из сугубо личных симпатий (у моих друзей популярностью пользовались всегда Германия и Англия, многие девушки болели за Португалию, потому что Криштиану Роналду симпатичный, за какую бы команду он ни играл). Если же теперь выбор придется делать исходя из правил замкнутого двумерного пространства, каким он будет?

Можно ли ультрапатриоту будет болеть за Германию с Англией? Ведь они же за санкции. Можно ли ультралибералу болеть против украинцев?

Если исходить из двумерных коридоров и разных мирков, в которых по недоразумению играется один на всех чемпионат, то ультрапатриоты могут выбрать Ирландию, как не-члена НАТО. Умеренным должна быть симпатична Швейцария с ее нейтралитетом. Либералам — ведущие страны блока.

А на самом деле очень хочется, чтобы футбол все-таки сделал сейчас для нас всех очень нужное дело.

Чтобы и в четвертьфинале, и в полуфинале, и в финале мы все вместе болели за нашу сборную. Ну а если чуда не случится — то за ту, которая понравится игрой, волей к победе да хоть симпатичными игроками, но только не геополитическими соображениями, поделенными на теорию заговора в отдельно взятом мирке. И вместе с теми, кто болеет за футбол, а не за собственную концепцию мироустройства.