Президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть целесообразность повышения с 7% до 10% ВВП порога, сверх которого можно тратить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ).
В поручении также отмечается, что до достижения этого уровня не допускается размещение средств ФНБ в какие-либо финансовые активы, за исключением инфраструктурных проектов по утвержденному списку в объеме 2,5 трлн рублей.
Такое поручение дано по итогам совещания, посвященного проекту трехлетнего бюджета.
На совещании Путин отметил, что ситуация в мировой экономике «все еще остается неустойчивой, турбулентной», поэтому макроэкономические показатели и госбюджет будут оставаться в поле особого внимания властей. Срок исполнения поручения — 15 октября, ответственный за выполнение — премьер Михаил Мишустин.
Как пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, «увеличения ФНБ абсолютно не вызывает ни у кого сомнения». «Вместе с тем у правительства есть поручение просчитать все экономические цепочки, которые с этим связаны, последствия и так далее», — заметил Песков.
Накопили уже 14 трлн рублей
Ранее глава Минфина Антон Силуанов назвал один из проектов, который будет финансироваться из средств фонда. Это комплекс переработки этансодержащего газа в районе Усть-Луги в Ленинградской области. Проект оценивается в 3 трлн рублей, из ФНБ на него возьмут 900 млрд рублей (в течение трех лет). Ранее ВЭБ.РФ уже выделил на Усть-Лугу 9,7 млрд рублей.
Но в целом перечень инфраструктурных проектов, которые профинансируют из ФНБ, власти еще не сформировали. При этом глава Минфина Антон Силуанов ранее говорил, что в 2021-2024 годах из фонда возьмут 2,5 трлн рублей.
По данным Минфина на 1 сентября, объем средств ФНБ в августе увеличился на 260 млрд руб. Общий объем средств фонда теперь составляет более 14 трлн руб.
Порога в 10% ВВП ликвидные средства ФНБ достигнут в 2023 году, но если направить из фонда 2,5 трлн рублей на инфраструктурные проекты, то пороговое значение сдвинется на 2024 год и составит 15,2 трлн рублей, подсчитал Минфин.
Напомним, по Бюджетному кодексу, в ФНБ направляются нефтегазовые доходы от цены нефти сверх планки отсечения. В этом году эта планка установлена на отметке в $43,3 за баррель.
Минстрой в пятницу разместил для обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов правила использования средств ФНБ.
Финансирование будет предоставляться в виде займов на срок не более 25 лет. Стоимость проекта — от 100 млн рублей.
Финансирование из средств ФНБ не должно превышать 80% стоимости проекта.
Неизбежно будет обесцениваться
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что действительно стоило бы еще раз, как рекомендовал президент, просчитать целесообразность разрастания ФНБ, а тратить из фонда следовало бы активнее, чем предполагается сейчас.
Увеличение ликвидной части ФНБ с 7% до 10% является отражением сохраняющейся консервативной финансовой политики, отдающей приоритет безопасности и стабильности в ущерб экономическому росту, считает главный экономист компании «Арикапитал» Сергей Суверов. «Представляется, что 7% от ВВП — вполне достаточная величина для кубышки на случай форс-мажора. Но власти, опасаясь нового кризиса и, вероятно, также санкций Запада, увеличивают размер ФНБ», — гоорит Суверов, добавляя, что средства ФНБ будут со временем «благополучно обесцениваться из- за снижения покупательной способности резервных валют и высокой инфляции».
Поручение президента оказалось неожиданным, поскольку в марте правительство вознамерилось тратить средства из ФНБ на различные весьма затратные проекты, в месячный срок было решено подготовить список таких проектов, и запустить их без промедления, уточняет руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. «Но, по-видимому, изменение концепции в пользу дальнейшего накопления резервов ФНБ связано с позицией Минфина, утверждающего, что «зеленый» энергопереход и связанные с ним риски падения спроса на нефть могут угрожать бюджетной стабильности России. Минфин считает сравнительно близкой такую перспективу — в начале 30-х годов», — говорит Беленькая.
Предложения нарастить кубышку не новы, еще в 2019 году они исходили, например, от Центробанка, вспоминает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. «Но тогда Минфин высказался против такого ограничения своей свободы маневра. Скорее всего, резонные доводы для возражений найдутся и сейчас», — говорит Пушкарев.
Есть куда потратить
По его словам, в России создан «едва ли не религиозный культ складирования денег в различные формы резервов, в том числе золотовалютные, которые все растут и растут, вместо того чтобы стимулировать хотя бы минимальные структурные перемены в экономике».
Во время кризиса 2008-2009 годов ФНБ действительно сыграл важную роль в поддержке экономики России, добавляет Беленькая из «Финам». «Но при этом во время кризиса и пандемии 2020 года фонд почти не расходовался, не считая 300 млрд руб. Более того, Минфин предпочел делать заимствования для финансирования дефицита бюджета», — недоумевает Беленькая.
Не копить, а использовать эти средства на борьбу с бедностью, увеличивая социальные выплаты малоимущим и поднимая тем самым потребительский спрос, предлагает Суверов из «Арикапитал». «Потребление домашних хозяйств формирует примерно 50% российского ВВП. Можно еще больше инвестировать в развитие человеческого капитала — образование и здравоохранение. И пользы от этого было бы больше», — считает Суверов.
Никаких накопленных резервов на длительную перспективу хватить не может, считает Беленькая из «Финам». «Возможно, имело бы смысл параллельно с накоплением резервов сфокусироваться на подготовке проектов не только традиционной инфраструктуры (дороги, мосты, аэропорты), но и на переход к низкоуглеродной экономике, которой потребуется специфическая инфраструктура», — говорит эксперт «Финам».
Государство ежегодно откладывает в ФНБ приблизительно от 0,5% до 1% ВВП полностью изымая эти ресурсы из экономики . уточняет аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. «Эти средства могли быть использованы на докапитализацию банков. Тогда, учитывая текущие нормы достаточности капитала, объем дополнительных возможных кредитных ресурсов в РФ составил бы величину эквивалентную 10% ВВП. Эти средства могли быть использованы для компенсации снижения налогов», — считает Осин.
Можно было бы подумать и о стимулирующих соинвестициях в проекты, способные в потенциале нескольких лет дать прямую экспортную отдачу или поднять немного общий градус отечественного делового климата, считает Пушкарев. «Очевидно, что речь идет о боязни кризиса или санкций», — заключает Пушкарев из TeleTrade.