Пленарное заседание «Цифровая экономика. Общество, бизнес, государство» на форуме «Открытые инновации» началось под волнующую музыку, отсылающую всех в будущее. В зале погас свет, и под заставку, во время которой мелькали то молекулы, то земной шар, то стремительно летящий самолет, то тянущиеся вдаль руки робота, мужской голос начал говорить о «другом мире».
В нем мы «совсем скоро окажемся» благодаря «цифровизации». Голос из будущего, перечисляя денежные выгоды от искусственного интеллекта, не забыл при этом и Россию.
«Россия занимает на сегодняшний момент первое место в Европе и шестое место в мире по количеству пользователей Интернета, а количество пользователей смартфонов составляет 60% населения, количество онлайн-пользователей государственных онлайн-услуг достигло 40 млн человек», — торжественно вещал диктор.
После заявления о том, что «все готово для самого большого в истории человечества шага», собравшихся словно вернули в реальность, — к круглому столу, за которым обсуждать будущее собрались представители правительств, футурологи и эксперты.
После аплодисментов первым начал говорить о нашем будущем российский премьер Дмитрий Медведев. Как выяснилось, он уже давно «болен» «цифровой болезнью», как и президент России Владимир Путин. Без цифровой экономики в будущем жить невозможно.
«Цифровая экономика сегодня уже является данностью, причем не по распоряжению властей или инициативе отдельных предпринимателей, это то, что нас окружает», — констатировал Дмитрий Медведев.
Соревнование в цифровых технологиях носит поистине «планетарный характер», в нем участвуют и люди, и компании, и государства, заявил он. К перечисленным вначале пленарной сессии голосом из будущего успехам России глава правительства также добавил, что наша страна по индексу готовности к сетевому обществу за пять лет продвинулась более чем на 30 позиций.
Не все, конечно, дается легко, особенно учитывая масштабы нашей страны. В России много удаленных населенных пунктов, есть «цифровой разрыв поколений», и в целом мы «недостаточно используем интеллектуальный потенциал, чтобы двигать экономику», считает Медведев.
«У нас много изобретателей, но мало законченных предпринимательских проектов, это очевидно слабое место», — с сожалением констатировал глава российского правительства.
Поэтому нужно как можно больше создавать инновационных центров, чтобы потенциал россияне развивали здесь, а не в Кремниевой долине. «Для решения именно таких задач мы в свое время и придумали «Сколково», — заявил Дмитрий Медведев, — и таких центров должно быть как можно больше». При этом он не ограничился только словами, а заявил о создании нового такого центра.
«Мы создаем инновационный комплекс на территории Пушкинского района Петербурга. Я подписал соответствующее распоряжение правительства», — сообщил премьер-министр.
Предполагается, что в создание «питерского Сколково» будет вложено около 41 млрд рублей, и в финансировании его будут задействованы как средства федерального бюджета, так и бюджета Санкт-Петербурга.
Согласно документу на сайте правительства, в инновационный кластер войдут учебный корпус, научные корпуса, бизнес-инкубаторы и кластер инновационных- производств.
Глава российского правительства видит будущее России в радужных тонах. Он рассчитывает, что в ближайшие годы «должно возникнуть много динамичных цифровых компаний», в частности, в сфере транспорта и логистики, здравоохранения и образования, будет «умная городская среда», «подключатся к Интернету удаленные районы, больницы, школы».
Кроме того, по словам Медведева, совсем скоро начнется создание «сети мобильной связи пятого поколения».
В целом, по мнению главы российского правительства, у России есть потенциал, чтобы гарантировать цифровой «суверенитет».
Однако наша страна не будет строить «цифровой колхоз» и «замыкаться», пообещал Медведев, заявив о готовности создать «среду доверия» с международными партнерами.
Но, «как вы знаете, сейчас это не всегда просто», упомянул он о санкциях. «Не мы все это придумали и не нам все это завершать», — отметил он. В целом нет никакого отдельного цифрового пути, и Россия идет по пути со всем человечеством, заключил он.
Впрочем, присутствующие на пленарной сессии члены правительств других стран намек главы российского правительства то ли не поняли, то ли не захотели понять. О санкциях никто не упомянул. Так, премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель говорил о совсем других, казалось бы, тривиальных вещах.
Например, о том, «что чиновник — враг цифровой повестки», что «лучше инвестировать и терпеть неудачи» и что нельзя, не упав несколько раз, научиться кататься на коньках. В конце своего выступления он заявил, что «следующие серьезные вещи могут быть созданы в гараже в какой-то деревни», явно отсылая всех к истокам таких компаний, как Apple и Microsoft.
После него слово взял американский ученый японского происхождения Митио Каку. Его, видимо, пригласили как раз затем, чтобы он задал нужный тон дискуссии, нарисовав побольше пафосных картин из будущего. Ученый именно так и поступил.
По его словам, в ближайшее время компьютерные чипы станут дешевле, чем бумага, через контактные линзы можно будет выходить в Интернет, и мы будем часто «беседовать» со своим автомобилем.
«Вы скажите автомобилю «Припаркуйся!», и он припаркуется», — описывает будущее Митио Каку. Видимо, чтобы пощекотать нервы публике, он также упомянул о проводимых сейчас учеными экспериментах о «подгрузке» памяти в человеческий мозг. «Вы сможете запомнить первый поцелуй, дискотеку», — мечтательно перечислял Митио Каку.
За ним в дискуссию включился глава Сбербанка Герман Греф, который, как сам признался, еще семь лет назад восхищался книгами и пророчествами Митио Каку. Греф уже давно ведет в светлое будущее свой банк.
«Сегодня фактически нет ни одной сферы бизнеса, где бы мы не применяли искусственный интеллект», — поделился он. По его словам, буквально через 3-5 лет в банке функции «ботов» и персональных финансовых советников, отвечающих на типовые вопросы клиентов банка, перестанут выполнять люди. Кроме того, как отметил Греф, уже сейчас 99% процентов кредитных решений по физическим лицам принимаются автоматически.
Представители Великобритании и Сингапура также насчет санкций отмолчались, просто поделившись успехами своих государств.
Впрочем, к «цифровизации», по крайней мере, как ее понимает российское правительство, успехи их государств вообще имели мало отношения. Скорее речь идет о том, что государство должно быть простым и понятным людям и больше анализировать, как оно работает.
Например, в Сингапуре правительство «для людей», поэтому всех привлекают к созданию правительственных порталов. Представитель правительства Великобритании поделился, что они меняют систему отношений между государством и человеком, чтобы, например, при назначении пособия по беременности в анкете не было вопроса о половой принадлежности респондента. Никакого «планетарного» масштаба дискуссии они не придавали.
Однако Дмитрий Медведев в конце панели обратился к футурологии. Человечеству нужно готовиться к прыжку в цифровой мир, заявил он.
«Пока к власти не пришел искусственный суперинтеллект и не поменял нам всем органы, и не нашел кнопку delete, чтобы обнулить наши мозги. Мы еще можем что-то сделать для того, чтобы установить ту самую атмосферу доверия», — резюмировал он.