Свободная торговля подождет
Визит президента Ирана Хасана Роухани в Кремль состоялся во вторник. Его переговоры с российским лидером длились несколько часов, по их итогам было сделано совместное заявление. По словам президента России Владимира Путина, переговоры были «обстоятельными и результативными».
«Во имя бога милостивого и милосердного я сначала хотел бы поблагодарить за искреннее теплое гостеприимство правительство России», — сказал Роухани.
В совместном заявлении глав государств говорится, что обе стороны готовы предпринимать новые шаги для повышения уровня и расширения сфер российско-иранского партнерства.
Всего было подписано 16 двусторонних соглашений, посвященных взаимодействию в различных сферах — от газовой до туристической.
Одним из приоритетных подписанты назвали осуществление проекта по сооружению второго и третьего энергоблоков атомной электростанции «Бушер». Стороны выразили намерение оказывать его реализации всестороннее содействие.
От этой встречи ожидали подписания документа о зоне свободной торговли (ЗСТ) между Таможенным союзом ЕАЭС и Исламской Республикой Иран.
В начале марта участниками Евразийского межправсовета было подписано распоряжение об организации работы по подготовке временного соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. Позже в Тегеране прошли консультации по вопросу заключения соглашения о создании временной ЗСТ.
Не так давно глава Минэнерго России, а по совместительству сопредседатель российско-иранской межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Александр Новак сообщил, что документ находится в стадии активного обсуждения в Тегеране и может быть готов к визиту Роухани в Москву.
Тем не менее в ходе нынешнего визита подписание не состоялось, стороны ограничились очередным обсуждением насущного вопроса.
Роухани, правда, отметил, что экономические отношения двух стран перешли на новый уровень — от обычных к тем, при которых реализуются крупные и долгосрочные проекты.
За несколько часов до подведения итогов переговоров стало известно, что Россельхознадзор разрешил пяти иранским молочным предприятиям ввозить продукцию на территорию Таможенного союза. Насколько стороны продвинулись в отношении других аспектов торговли, остается пока неясным.
Товарооборот России и Ирана увеличился в 2016 году на 70%, заявил по итогам российско-иранских переговоров Владимир Путин. Он отметил, что в нынешних сложных экономических условиях это «почти уникальное явление».
В Минэкономразвития уточнили эти данные, сообщив, что к январю 2017 года товарооборот возрос вдвое по сравнению с январем 2016-го и составил $155,1 млн против $78,3 млн.
При этом российский экспорт увеличился на 172,7% и составил $117,8 млн (в январе 2016-го — $43,2 млн), а импорт из Ирана увеличился на 6,3% и составил $37,3 млн (в январе 2016-го — $35,1 млн), сообщили в Минэкономразвития со ссылкой на данные ФТС России.
«Рост экспортных поставок связан по большей части с увеличением доли таких категорий, как «машины, оборудование и транспортные средства» и «другие товары» (продукция ВТС, оружие и боеприпасы, разные готовые изделия).
По итогам 2016 года доля Ирана во внешнеторговом обороте России составила 0,4%, доля России во внешнеторговом обороте Ирана — 4,2%», — отметили в Минэкономразвития.
По данным Таможенной администрации Ирана, с апреля 2016-го по январь 2017 года Россия занимала шестую строчку по товарообороту после Китая, ОАЭ, Ирака и Турции.
В середине марта посол Ирана в России Мехди Санаи предположил, что в ближайшие два-три года товарооборот между странами достигнет $10 млрд.
Нераскрытый потенциал
Что касается энергетического сектора, «Газпром» и иранская NIOC подписали меморандум о сотрудничестве в газовой сфере, однако его подробности неизвестны — стороны заключили соглашение о конфиденциальности.
Ранее сообщалось, что речь может идти о своповых (заместительных) поставках газа. Об этом две недели назад говорил сопредседатель межправительственной российско-иранской комиссии Махмуд Ваези. Александр Новак тогда же отмечал, что «Газпром» наряду с другими российскими компаниями ведет переговоры о совместном освоении иранских месторождений. По данным британской ВР, Иран обладает крупнейшими в мире запасами этого энергоресурса — 33 трлн куб. м, или 17–18%.
Кроме того, ожидалось, что иранская сторона представит новые условия нефтяных контрактов, но и этого не произошло. «Все было как на прошлой встрече в Иране — даже смешно становится. Конкретных условий контрактов, того, что можно было бы предметно обсуждать, нам не представили. Шло обсуждение общих вещей, не предметное», — приводит РИА «Новости» слова источника, принимавшего участие в переговорах.
Впрочем, был подписан меморандум о взаимопонимании между NIOC и «Росгеологией», которая ранее сообщала о намерении создать совместное сервисное предприятие для работы в Иране. Также Россия и Иран подтвердили приверженность соглашениям о сокращении добычи нефти, заключенным в конце ноября прошлого года.
«Россия и Иран будут продолжать сотрудничество в этой сфере в целях стабилизации глобального энергетического рынка и обеспечения устойчивого экономического роста», — говорится в совместном заявлении Путина и Роухани.
Стоит отметить, что Ирану по соглашению были предоставлены преференции, и он добычу фактически не сокращал, в отличие от России. Причем ранее Иран заявлял, что готов, наоборот, наращивать добычу и экспорт.
В ходе встречи главы двух стран подписали долгожданное соглашение о безвизовых групповых поездках российских туристов в Иран и иранских туристов в Россию. Это хорошая новость для туриндустрии, так как только в 2016 году рост потока туристов из Ирана в Россию составил 62%.
Ряд вопросов так и остались нерешенными. В частности, поставки в Иран современных среднемагистральных самолетов типа Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), а также вертолетов для санитарной авиации все еще находятся на этапе обсуждения.
В настоящее время единственным покупателем SSJ100 является мексиканская авиакомпания Interjet. Помимо Ирана Россия ведет переговоры с ЮАР, Марокко, Арменией и другими странами.
Российский бизнес, в свою очередь, рассчитывал на снятие ограничений на экспорт в Иран пшеницы.
До введения ограничений Иран являлся одним из крупнейших в мире импортеров злаковых культур, ежегодно закупая более 12 млн тонн зерна. В свою очередь, Россия была для него крупным поставщиком зерна — только в 2015 году, по данным ФТС, Иран купил 1,523 млн тонн российской пшеницы и меслина (смеси пшеницы и ржи).
В марте 2016 года Иран в результате хорошего урожая запретил ввоз пшеницы на свою территорию. Минсельхоз России не раз говорил о своем интересе к возобновлению поставок зерна в республику. Кроме того, Иран мог бы заменить в этом направлении Турцию, которая пару недель назад остановила выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного масла и шрота.
Отдельный блок переговоров был посвящен сотрудничеству в международных и региональных делах. Обе стороны заявили о необходимости создания широкой международной коалиции для борьбы с терроризмом. Коалиция должна действовать на основе международного права, прежде всего устава ООН.
Президенты России и Ирана приветствовали принятие резолюции Генассамблеи ООН «Мир против насилия и экстремизма» и выразили обеспокоенность ростом числа террористических актов, приписываемых группировкам «Исламское государство» (организация запрещена в России), «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России) и «Аль-Каида» (все три запрещены в России).
Также оказалось, что стороны заботит неуклонно растущее число случаев использования информационно-коммуникативных технологий в криминальных, террористических и военно-политических целях.