Приватизация утрачивает доверие

Арест Улюкаева ставит под вопрос планы приватизации на 2017 год

Рустем Фаляхов
Shutterstock
Уголовное преследование уже экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева, независимо от исхода дела, — это мина замедленного действия накануне президентской избирательной кампании. Подозреваемый был одним из сторонников большой приватизации, которая должна была стать существенным способом покрытия дефицита бюджета. Однако теперь инвесторы могут занять выжидательную позицию.

Задержание во вторник Алексея Улюкаева, который подозревается в вымогательстве взятки в размере $2 млн в обмен на оценку, позволившую продать «Башнефть» компании «Роснефть», ставит под вопрос дальнейшие планы правительства по приватизации госпакетов акций. Речь не идет о госпакетах в «Башнефти» (50,075%) и «Роснефти» (19,5%). Скорее всего, эти доли будут реализованы, как и планировалось, и в бюджет будет перечислено более 1 трлн руб.

Этот триллион пойдет на покрытие части дефицита бюджета в 2016 году. Осенью этого года в федеральный бюджет по инициативе правительства были внесены правки (Госдума одобрила их в третьем чтении 10 ноября): уровень доходов бюджета понижен с 13,738 трлн до 13,368 трлн руб., а уровень расходов повышен с 16,098 трлн до 16,403 трлн руб. Дефицит бюджета увеличен до 3,66% ВВП, или 3,034 трлн руб., с 3% ВВП, или 2,36 трлн руб.

В конце октября правительство внесло в Госдуму на рассмотрение бюджет на следующую трехлетку. Проект на 2017–2019 годы предполагает доходы в размере 13 трлн 487,6 млрд руб., 14 трлн 28,5 млрд руб. и 14 трлн 844,8 млрд руб. соответственно. Расходы в 2017 году запланированы в объеме 16 трлн 240,8 млрд руб., в 2018-м — 16 трлн 039,7 млрд руб., в 2019 году — 15 трлн 986,98 млрд руб.

Дефицит бюджета в 2017 году составит 2 трлн 753,2 млрд руб., в 2018-м — 2 трлн 011,2 млрд руб., в 2019 году — 1 трлн 142,2 млрд руб.

Таким образом, 2017 год будет пиковым по расходам. Президентские выборы, намеченные на март 2018 года, обязывают правительство не скупиться. К тому же Владимир Путин в дополнение к майским указам 2012 года обязал правительство выплатить всем категориям пенсионеров, включая военных и приравненных к ним, по 5 тыс. руб. единовременно и не позднее января следующего года. На это понадобится около 220 млрд руб.

В фондах нащупают дно

У правительства есть несколько относительно эффективных вариантов пережить дефицит без новых кадровых потрясений. Первый, и самый доступный способ — взять часть денег из фондов, уточняет главный экономист компании БКС Владимир Тихомиров. Из Резервного фонда Минфин планирует истратить на покрытие дефицита в 2017 году 1,15 трлн руб. Еще 659 млрд руб. — из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Резервный фонд и сейчас активно используется Минфином на покрытие дефицита. Замминистра финансов РФ Алексей Лавров ранее заявлял, что в этом году из Резервного фонда будет потрачено 2,1 трлн руб.

«До конца текущего года Резервный фонд может усохнуть до 1,3–1,5 трлн руб. и, таким образом, может быть полностью исчерпан в 2017 году», — отмечает Тихомиров.

«Если в России не будет предпринято серьезных реформ, через 18 месяцев в Резервном фонде закончатся деньги. Возможно, это произойдет через 24 месяца», — уточняет Стин Якобсен, главный экономист Saxo Bank.

Таким образом, сбудется страшный сон Алексея Кудрина, копившего «подушку безопасности» на самые худшие времена. Кудрин, будучи министром финансов, не давал «палить резервы» на дне прошлого кризиса, в конце 2008 – первой половине 2009 года. Он говорил, что кризис может закончиться не ранее 2015 года, и, можно сказать, не ошибся. Просчитать экономические последствия присоединения Крыма, санкций и падения цен на нефть было невозможно.

Второй способ — смягчить нехватку денег в предвыборном бюджете: заимствования на рынке, прежде всего на внутреннем. По триллиону каждый год, включая 2018-й. На внешнем рынке Минфин готов занять в следующем году до $7 млрд. В этом году Минфин дважды выпускал евробонды — в мае и сентябре соответственно на $1,7 и на $1,2 млрд. Заявок на покупку российских госбумаг было больше, чем захотел продать Минфин.

Но новые заимствования будут проходить на фоне продолжающейся рецессии и пролонгации изматывающих санкций. Так что задешево занять, особенно за пределами России, не получится.

Денег нет — продавайте

Наконец, правительство может решить проблему «денег нет, но вы держитесь» с помощью приватизации госактивов. Впрочем, этот вариант из числа самых проблемных. В 2014 году доходы от большой приватизации составили всего 20,9 млрд руб. В плане приватизации на 2015 год стояла лишь одна крупная сделка — продажа 25% акций «Совкомфлота», от которой предполагалось выручить 12 млрд руб., но и она была перенесена.

План «большой приватизации» на 2017 год не что иное, как набор тех самых госпакетов, утвержденных распоряжением премьера Дмитрия Медведева №1111-р еще 1 июля 2013 года. В этом году по этому плану были реально приватизированы только госпакеты АЛРОСА и «Башнефти», да и то не обошлось без скандала. Приватизация 19,5% в «Роснефти» — все тот же старый план.

«Была иллюзия насчет продажи пакетов в крупных госкомпаниях стратегическим инвесторам из Китая, Индии, но как-то не срослось. Переговоры, правда, продолжаются», — говорит Тихомиров.

Итак, в прогнозном плане приватизации снова заявлены крупнейшие госактивы, потенциально интересные для инвесторов, хотя они и перекочевали в новый план из трехлетки 2014–2016 годов.

Минэкономразвития считает, что в 2017 году за счет приватизации можно выручить дополнительные 490–500 млрд руб., не учтенных сейчас в бюджете. Из них гарантированные — 138 млрд руб., в том числе 95 млрд руб. от приватизации ВТБ (общая доля правительства составит 42,83%, если его пакет в обыкновенных акциях банка снизится до 50% плюс 1 акция). Еще 24 млрд руб. должна дать реализация пакета «Совкомфлота».

В 2018 и 2019 годах Минэкономразвития заложило в бюджет доходы от приватизации на уровне 13,6 млрд и 13,89 млрд руб. соответственно.

Ранее Евгений Елин, который сейчас стал врио министра экономического развития (15 ноября Алексей Улюкаев был отстранен за «утрату доверия»), отмечал, что программа приватизации на 2017 год сформирована неокончательно и находится сейчас на рассмотрении в правительстве. Уменьшение доли государства планировалось также в Сбербанке, Новороссийском морском торговом порту и РЖД.

Но и этот новый старый план имеет все шансы снова остаться на бумаге. Госкомпании не хотят приватизации задешево на падающем рынке. Глава Сбербанка Герман Греф заявлял, что с ним никто не обсуждал возможную приватизацию в ближайшие годы и что «вряд ли это произойдет». Грефа поддерживает глава Центробанка Эльвира Набиуллина. На это замминистра финансов Алексей Моисеев возражал, что приватизация небольшого пакета акций Сбербанка без потери контроля государства вполне возможна.

В целом масштабной распродажи может и не понадобиться хотя бы потому, что в проект бюджета заложена нефть по $40 за баррель. «Это консервативный прогноз, по факту стоимость барреля с большой долей вероятности будет выше, около $50, часть дефицита закроют нефтедолларами, и масштабная приватизация не понадобится», — говорит Тихомиров.

Настроения приватизировать нет

План приватизации на 2017 год и на ближайшую трехлетку в целом выглядит вполне реалистично, отмечает главный экономист банка ING по России и СНГ Дмитрий Полевой. «У правительства есть активы, которые можно продать и получить средства в бюджет. С заимствованиями тоже не будет больших проблем», — говорит Полевой.

Но определенные сложности есть. Наличие санкций осложняет продажу долей в госбанках, в том же ВТБ. «Кроме того, министерства и ведомства будут сопротивляться плану по оптимизации госрасходов и введению бюджетного правила», — говорит Полевой, добавляя, что из-за выборов «сохраняется фактор неопределенности».

У Кремля и правительства в преддверии выборов есть соблазн нарастить расходную часть значительно выше запланированной.

У правительства есть и другие способы балансировки бюджета. «Ослабляя рубль, можно отсрочить обострение проблемы нехватки доходов бюджета, но нельзя решить ее. Решением может стать только реформирование экономики», — говорит Якобсен.

«Установленных сроков рассмотрения прогнозного плана приватизации нет», — сообщили «Газете.Ru» в Минэкономразвитии.

Так что не вполне понятно, когда правительство в принципе сможет приступить к реализации плана приватизации. Проект бюджета еще не прошел через Думу, а скандал с «Башнефтью» и Улюкаевым, отказавшимся признать свою вину, может затянуться.

Вопросы, связанные с перспективами большой приватизации, возникли еще до задержания Улюкаева: приватизация идет не теми темпами, которые обозначены в указе президента. «Настроения и так были не очень оптимистическими. А когда у инвесторов возникает много вопросов, то, как ни трактуй последние события, это повод занять выжидательную позицию», — считает бывший замминистра экономического развития Сергей Беляков.