Президент Азербайджана Ильхам Алиев не считает российский газопровод «Турецкий поток» конкурентом для азербайджанского газопровода TANAP (Трансанатолийский газопровод).
«Мы подписали контракты на увеличение добычи, которая начнется с 2018 года и должна выйти на пик в 2020–2021 годах», — сказал Алиев.
Это первая реакция Азербайджана на российско-турецкие межправительственные соглашения о возобновлении строительства «Турецкого потока». Эти соглашения были подписаны 10 октября в ходе визита президента Владимира Путина в Турцию и предусматривают строительство российского газопровода к декабрю 2019 года. «С TANAP никакие другие региональные энергопроекты просто объективно не могут конкурировать, потому что мы уже продали газ», — сказал Алиев в интервью гендиректору МИА «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву.
Собственно, TANAP не является самостоятельным проектом. Это лишь часть более крупного проекта «Южный газовый коридор», который предполагает поставки в Турцию и страны ЕС газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз-2. От него будет проложена труба, расширяющая Южно-Кавказский газопровод (от Азербайджана до Грузии). Ее продолжит как раз Трансанатолийский газопровод (от границы Грузии с Турцией через турецкую территорию до границы Турции с Грецией). Завершающим звеном станет Трансадриатический газопровод (TAP), по которому газ из Азербайджана через Грецию, Албанию и Адриатическое море пойдет в Италию.
Первоначально планируется поставлять с Шах-Дениза 16 млрд кубометров в год: 6 млрд в Турцию и 10 млрд дальше, в ЕС, по TAP. В дальнейшем не исключается расширение мощностей по меньшей мере до 20 млрд кубов.
Глава TANAP Салтук Дюзйол на прошлой неделе сообщал, что TANAP уже имеет два договора по транспортировке газа на общий срок 15 лет, «что гарантирует его стабильный доход».
Россия объявила о своем проекте еще в конце 2014 года, но подписание соглашения с Турцией о его строительстве откладывалось из-за инцидента со сбитым Су-24. Недавно возобновленный проект «Турецкий поток» предполагает поставки российского газа в Турцию и через турецкую территорию в Европу (по 15,75 млрд кубометров). «Таким образом, мы движемся в направлении реализации планов президента Турции о создании в этой стране крупного энергетического хаба», — подчеркнул Владимир Путин 10 октября.
Но у России контракты по продаже газа пока не заключены. Для того чтобы направить газ по «Турецкому потоку», требуется переоформить действующие контракты на поставку газа в Турцию через Украину по трансбалканскому направлению. По второй, «европейской» ветке не только нет контрактов, но и само ее строительство под вопросом — все будет зависеть от позиции европейских потребителей.
По итогам 2015 года «Газпром» поставил в Турцию 27,1 млрд кубометров и тем самым обеспечил около 60% турецкого потребления. Таким образом, даже если TANAP будет расширен и все заявленные объемы начнут поставляться в Турцию, полностью заместить российский газ он в любом случае не сможет.
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин сказал «Газете.Ru», что, если РФ ограничится лишь одной веткой «Турецкого потока», конкуренции с TANAP действительно не будет: ТП обеспечит выполнение действующих контрактов «Газпрома», тогда как Трансанатолийская труба будет поставлять объемы для удовлетворения дополнительного спроса.
«При этом потери «Газпрома» от перевода 15,75 млрд кубометров на «Турецкий поток» будут больше, чем потери Украины от сокращения объема транзита», — отмечает Корчемкин.
Потери Киева могут составить около $570 млн. Такая сумма получается, если исходить из оценок самой Украины, которая считала возможные потери от введения в строй другого российского газопровода, «Северный поток – 2», который может снизить транзит через украинскую территорию на 55 млрд кубометров. Потери от СП-2, согласно подсчетам Киева, могут составить $2 млрд. «Газпром», в свою очередь, понесет потери из-за расходов на строительство ТП.
Но если говорить о том, что Россия запустит две ветки «Турецкого потока», то здесь конкуренция с TANAP уже становится очевидной.
«Рынок Европы сейчас сложный, спрос не растет, — сказал «Газете.Ru» замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Еще десять лет назад предполагалось, что газовый рынок ЕС вырастет с 500 млрд кубометров до 700 млрд кубометров, а он вместо этого сократился до 400 млрд кубометров».
Происходит это из-за того, что Европа снижает потребление газа — как само по себе, так и замещая его другими энергоносителями. Например, более дешевым, но менее экологичным углем. По словам Гривача, учитывая крупные затраты на поставки с Шах-Дениза, в Европе российский газ вполне мог бы конкурировать с азербайджанским. По словам эксперта, разработка второй очереди месторождения и прокладка всех необходимых труб (в том числе TANAP) потребует $40–45 млрд. «Это очень высокие затраты для поставок столь скромных объемов, как 16 млрд кубов», — отмечает Гривач.
Но Еврокомиссия, по словам эксперта, предоставляет «Южному газовому коридору» условия, которые можно счесть дискриминационными для других поставщиков.
Речь идет о том, что финальная часть «Южного газового коридора» газопровод TAP ранее был выведен Еврокомиссией из-под действия Третьего энергетического пакета Евросоюза. Его нормы, в частности, запрещают одной и той же компании заниматься транспортировкой и поставками газа. Кроме того, для TAP предусмотрены и налоговые льготы.
Напротив, из-за претензий ЕК по Третьему энергетическому пакету в конце 2014 года Россия была вынуждена отказаться от своего газопроводного проекта «Южный поток». Россия добивалась тех же льгот, что и TAP, но ей было отказано.