США остановились
В заявлении FOMC по итогам заседания 27 января отмечается, что ставка, «скорее всего, еще некоторое время будет сохраняться на более низком уровне, чем тот, который ожидается в более долгосрочной перспективе». Однако реальная траектория ставки «будет зависеть от экономических прогнозов, опирающихся на текущую информацию».
Падение индексов, которое захлестнуло мировые торговые площадки в начале этого года, вынуждает Федрезерв «внимательно следить» за глобальным развитием событий в экономике и финансах и оценивать «их последствия для рынка труда и инфляции (в США) и для баланса рисков в прогнозе». Но пока «комитет предполагает, что при постепенной корректировке подхода к денежно-кредитной политике экономическая активность [в США] будет нарастать умеренными темпами и показатели на рынке труда будут продолжать укрепляться». Инфляция, как ожидается, будет в ближайшее время оставаться низкой, в частности, из-за дальнейшего снижения цен на энергоносители, но в среднесрочной перспективе она должна выйти на целевой уровень в 2%.
Том Левинсон, аналитик Sberbank CIB, накануне заседания FOMC предполагал, что
ФРС вряд ли полностью исключит возможность повышения ставки на заседании 16 марта, «однако планы ФРС, предполагавшие четыре повышения ставки в 2016 году, теперь выглядят нереалистично».
Первое заседание ФРС в 2016 году проходит на фоне усиливающегося нежелания инвесторов рисковать, подчеркивает аналитик. Резкое падение в разных классах активов в последние недели привело к существенному ухудшению ситуации на финансовом рынке. Индекс S&P 500 с начала года упал на 8%, хотя курс доллара почти не изменился.
Главным драйвером игры на понижение выступают китайские индексы Шанхайской и Шэньчжэнской бирж (Shanghai Composite и Shenzhen Componente). Они открыли год падением на 7–8%, а во вторник, 26 января, потеряли еще 6–7%. С начала года, по оценке Reuters, общая стоимость торгующихся на фондовом рынке акций китайских компаний упала примерно на $2 трлн. Управляющий директор инвесткомпании Chart Partners Group Томас Шредер прогнозирует продолжение распродаж.
Китай всех подвел
«Главным источником опасений остается Китай, и инвесторы помнят о том, как аналогичные события в августе 2015 года вынудили ФРС отсрочить повышение ставки», — напоминает Том Левинсон и отмечает, что «возникают сомнения в том, что в текущем году ФРС сможет повысить ставку четыре раза, как было запланировано ранее».
Биржи отреагировали на итоги заседания ФРС нейтрально. Торги в Токио начались снижением котировок, отыгрывая негативные итоги торговой сессии в Нью-Йорке. Индекс Nikkei за первые 15 минут потерял 1,23%. Аналитик Tokyo Forex & Ueda Harlow Юдзо Сакаи говорит, что «инвесторов продолжает беспокоить волатильность цен на нефть, экономическая ситуация в Китае и общее нестабильное состояние мировой экономики».
Когда президент Владимир Путин в октябре 2014 года сказал, что при падении цен на нефть ниже $80 за баррель мировая экономика рухнет, над ним посмеялись. Некоторые продолжают смеяться и сейчас.
Но, очевидно, он был прав. Мировая экономика рухнула, хотя многие этого не заметили. По оценке Всемирного банка, глобальный рост в 2015 году составил всего 2,4% — это самый низкий показатель после кризиса 2008–2009 годов, и это примерно на процент хуже, чем среднегодовые темпы роста за 1990–2007 годы.
В прошлом году произошли драматические изменения. Экономики, где инвестиции идут на развивающиеся рынки, которые выступают драйвером глобального роста, больше не существует. В 2015 году, по оценке американского Института международных финансов, которую приводит агентство Bloomberg, отток капитала с развивающихся рынков в $735 млрд стал максимальным за 15 лет и почти в семь раз превысил показатель 2014 года. А собственные расчеты Bloomberg показывают, что из Китая в прошлом году инвесторы вывели рекордный $1 трлн.
Китай, одна из немногих стран мира, чья экономика росла примерно на 10% даже в кризисные 2008–2009 годы, снизил темпы роста в 2015 году до 6,9% — минимального уровня за 25 лет. И все прогнозисты полагают, что в текущем году темпы роста замедлятся еще на 0,1–0,2%. И это будет несомненной удачей, ведь некоторые пессимисты ждут «жесткой посадки» китайской экономики в ближайшее время.
Низкие цены на энергоносители и сырье не дают большой прибавки к глобальному росту. Бывший вице-президент Goldman Sachs по странам Азии, глава Starfort Holdings Кеннет Кертис подсчитал, что экономия Китая на этом составляет около $460 млрд, но это не помогло второй экономике мира остановить процесс торможения. Европейский союз (и еврозона) демонстрирует темпы роста в районе 1,6%, экономика США, по прогнозам аналитиков, выросла лишь на 0,8% в четвертом квартале 2015 года (первая оценка по американскому ВВП выйдет 29 января).
Падение цен на сырье резко ухудшило экономику стран с развивающимися рынками. Где-то темпы роста лишь снизились, а в таких странах, как Россия и Бразилия, началась рецессия, которая, по прогнозам экспертов, продолжится и в 2016 году.
В целом вклад стран — экспортеров сырья в мировой экономический рост за последние пять лет значительно снизился. Если в 2000–2007 годах их вклад составлял 0,9%, то в 2010–2014-х он снизился до 0,7%, а в 2015–2018 годах составит всего 0,4%.
Кроме того, «существенное замедление [темпов] в развивающихся экономиках вкупе со снижением цен на сырьевые товары драматично сказалось на рынке труда», отмечает генеральный директор Международной организации труда Гай Райдер. По подсчетам МОТ, в прошлом году без работы оставались 197,1 млн человек, что примерно на 1 млн больше, чем в 2014 году. По сравнению с 2007 годом число безработных выросло на 27 млн человек.
«Отсутствие достойных рабочих мест побуждает людей обращаться к неформальной занятости, которая характеризуется низкой производительностью, низкой оплатой и отсутствием социальной защиты», — подчеркивает он. По прогнозу МОТ, число безработных в мире продолжит расти в 2016 и 2017 годах и в итоге превысит 200 млн человек.
В долгах как в шелках
Падение цен на сырье, разворот инвестиционных потоков уже в скором времени могут привести к масштабному долговому кризису. Пока Россия и другие страны (прежде всего корпоративные заемщики) платят по своим обязательствам. Но, по оценке аналитиков, объем плохих долгов колоссальный.
«Я думаю, что в мире накопилось около $200 трлн долга — огромная сумма, которая просто никогда не будет возвращена», — полагает глава австралийской инвесткомпании ASX Элмер Функе Куппер. Что произойдет с мировой экономикой, если этот долговой пузырь начнет схлопываться, несложно предположить.
Всемирный банк и Международный валютный фонд пока прогнозируют улучшение ситуации в 2016 году (ВБ полагает, что мировая экономика вырастет на 2,9%).
Развивающиеся страны останутся со слабым ростом, и вся надежда на страны развитые. Но существующие риски делают этот оптимизм весьма шатким.
В МВФ отмечают, что эти риски относятся в основном к проблемам Китая, более низким (чем это предполагалось ранее) ценам на биржевые товары, перспективам прогрессивного повышения процентных ставок в США и укреплению курса доллара (из-за этого развивающиеся страны вынуждены девальвировать свои валюты, а инвесторы теряют интерес к риску).
«Эскалация текущей геополитической напряженности в ряде регионов, которая может повлиять на уверенность и нарушить мировые торговые, финансовые потоки и туризм. Новые экономические или политические потрясения в странах, в настоящее время испытывающих экономические трудности, также могут помешать прогнозируемому оживлению активности», — говорится в докладе МВФ «Перспективы развития мировой экономики».
Некоторые эксперты, например ректор РАНХиГС Владимир Мау, считают, что структурный кризис в мире завершается. Однако как долго продлится это «завершение», неизвестно. Пока гораздо больше свидетельств того, что завершить ребалансировку мировой экономики не получится и в этом году.