В ответ на сбитый российский бомбардировщик Су-24 Россия торопится ограничить экономические отношения с Турцией, которая не планирует извиняться за инцидент. На разработку комплекса ответных экономических и гуманитарных мер премьер-министр Дмитрий Медведев дал только два дня, «чтобы максимально быстро перейти к соответствующим процедурам».
«Я хочу сказать об экономических мерах. Вчера мы обсуждали этот вопрос с президентом в Екатеринбурге. В результате правительству поручено выработать систему мер реагирования на акт агрессии в экономической и гуманитарной сферах. Решение будет принято на основании закона о специальных мерах от 30 декабря 2006 года. Этот закон, по сути, для подобных ситуаций и рассчитан, касается вопросов обеспечения нашей безопасности», — сообщил премьер.
Разрабатываемые меры – не эмбарго и не санкции, а естественный контроль на фоне роста опасности проявления экстремизма и непредсказуемости, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Тем не менее они обещают быть не только сверхбыстрыми, но и бессрочными, пообещал Медведев.
Помимо этого, экономические ограничения будут полностью соответствовать нормам ВТО, отметил министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Одна из статей ГАТТ «позволяет вводить разные ограничительные меры в области торговли товарами и услугами, в области инвестиций в случае угрозы национальной безопасности. Такой случай мы в полной мере сейчас переживаем», убежден министр.
После заявления премьера российские ведомства спешат заявить все новые и новые предложения по тому, как можно ответить Турции за «недружественный акт». В числе идей – отказ от крупнейших инвестпроектов, сотрудничества в энергетической сфере, ограничения на работу турецких компаний и простые потребительские товары.
О том, как в отношении Турции вводится режим максимального «неблагоприятствования», — в материале «Газеты.Ru».
Синьор помидор сменит гражданство
Утро четверга началось с претензий к качеству турецких товаров, в первую очередь – продуктов питания. Потребители и отраслевые союзы стали жаловаться в Минсельхоз на небезопасность продовольствия из Турции, сообщило ведомство.
После анализа ситуации стали ясны масштабы проблемы. «К сожалению, в среднем 15% турецкой сельхозпродукции не соответствует российским нормам», — заявил министр сельского хозяйства Александр Ткачев.
Вопросы по качеству, как оказалось, появились не сегодня. Ведомство уже давно фиксировало, что качество овощей и фруктов из Турции далеко не идеально. С начала 2015 года контрольные органы зарегистрировали порядка 40 случаев обнаружения «остатков запрещенных и вредных веществ животного происхождения», «превышение максимально допустимых уровней содержания пестицидов, нитратов и нитритов».
Находят и карантинные объекты. В Краснодарском крае Россельхознадзор задержал 16 тонн турецких гранатов, зараженных живой и мертвой средиземноморской плодовой мухой. Товар вернули отправителю.
В итоге правительство поручило поставить турецкие сельхозпредприятия на дополнительный контроль. Хотя только вчера представители Россельхознадзора заявляли «Газете.Ru», что не видят необходимости усиливать и без того жесткую проверку турецкого продовольствия, поскольку «политическая напряженность между странами вряд ли отразится на наличии карантинных объектов».
Но проверками может и не ограничиться: турецкие продукты могут попасть и под эмбарго.
В настоящее время Минсельхоз анализирует ситуацию и готовится представить правительству свои предложения по ограничению поставок продовольствия из Турции в обозначенные премьер-министром два дня, заявили в пресс-службе ведомства.
Досталось и непродовольственным товарам. Роспотребнадзор отнес к группе «высокого риска» турецкий текстиль, сумма российского импорта которого исчисляется в сотнях миллионов долларов. Есть претензии к мебели, а также к моющим и чистящим средствам.
Небезопасным оказался и отдых в Турции, который до недавнего времени был самым популярным у россиян. Отечественный МИД рекомендовал гражданам поскорее вернуться в Россию из-за сохранения террористической угрозы, а Ростуризм объявил о прекращении сотрудничества в области туризма.
Бесполетная зона «Россия»
Сбитый самолет может стоить двум странам открытого российского неба.
Между Россией и Турцией осуществляется интенсивное регулярное и чартерное авиасообщение. Чартеры летали по заказу российских туроператоров, регулярные рейсы выполняли как российские, так и турецкие авиакомпании. После рекомендации Ростуризма о прекращении реализации турпакетов в Турцию прекратили продажу путевок все российские туроператоры. В ближайшее время будут пересмотрены контракты на выполнение чартерных рейсов. После окончания планового вывоза российских туристов, находящихся в Турции, чартеры будут отменены.
Если российское правительство примет решение запретить турецким авиакомпаниям использовать российское воздушное пространство, то с рынка уйдут и турецкие авиакомпании, выполняющие в настоящее время регулярные рейсы, — национальный перевозчик Turkish Airlines, лоукостер Pegasus, авиакомпания Onur Air.
Помимо этого, они потеряют возможность использовать воздушное пространство над территорией России для транзитных рейсов.
О том, что ситуация будет, скорее всего, развиваться по такому сценарию и турецкий авиарынок окажется закрыт, заявил и председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев. Турция являлась одним из трех наиболее популярных у россиян международных направлений, наравне с Украиной и Египтом. Все три маршрута теперь оказались под запретом.
Не исключено, что Турция решит применить по отношению к российским авиакомпаниям зеркальные меры, запретив «Аэрофлоту», «Уральским авиалиниям» и другим авиаперевозчикам использовать свое воздушное пространство.
От запрета пострадают все участники авиарынка. Российские авиакомпании, выполнявшие чартерные рейсы, уже столкнулись с избытком провозных мощностей: самолеты простаивают, не приносят прибыль, при этом лизинговые платежи и другие сопутствующие расходы приходится осуществлять.
Нелегко придется и российским аэропортам, которые лишатся платежей от турецких авиакомпаний. Ставки аэронавигационного обслуживания (АНО) за международные рейсы для иностранных авиаперевозчиков наиболее прибыльны для воздушных гаваней. Для сравнения, ставка сбора за АНО в трех московских аэропортах для иностранных перевозчиков составляет $7,6 (около 500 руб. по текущему курсу ЦБ) за тонну максимальной взлетной массы (мвм), а для отечественных — 85,5 руб. за тонну мвм, то есть почти в 9 раз ниже. Сократятся доходы и Организации воздушного движения России (ОрВД), получающей плату за пользование российским воздушным пространством.
Похожие методы Россия может применить и в отношении турецких судов. Если их доступ в российские порты будет запрещен или ограничен, российские получатели турецких товаров могут столкнуться с резко возросшей стоимостью доставки, а порты столкнутся со снижением грузооборота. В первую очередь это коснется таких портов, как Новороссийск, Туапсе, Тамань, Кавказ.
Экспорт грузов из Турции идет в основном на турецких грузоперевозчиках — они доминируют в этом сегменте. Заменить их российскими грузоперевозчиками вряд ли получится: турецкие экспортеры предпочитают «загружать» свои перевозочные компании. К тому же в случае, если заказчиком перевозки между Турцией и Россией выступает юрлицо, зарегистрированное в третьей стране, то турецкие власти запрашивают дополнительные документы и разрешения, что негативно сказывается на сроках доставки товара.
Энергетика вылетает в трубу
Охлаждение отношений между Россией и Турцией может негативно сказаться и на одном из крупнейших энергетических проектов последних лет – «Турецком потоке».
Глава МЭР Алексей Улюкаев заявил, что в рамках ограничительных мер проект газопровода «Турецкий поток» может быть заморожен или даже отменен. Министерство уже готовит соответствующее предложение, добавил он.
«Этот проект ничем не отличается от любого другого проекта, и точно так же речь идет о нашем инвестиционном сотрудничестве, и он точно так же подпадает под действие закона о специальных экономических мерах, как любой другой проект», — отметил министр.
Впрочем, как сообщили «Газете.Ru» представители Минэнерго, пока нет информации по поводу того, собирается ли министерство выдвигать какие-либо инициативы в отношении Турции.
По оценке главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, Россия уже вложила в ТП порядка $15–18 млрд. Впрочем, речь идет не столько о собственно проекте, сколько о сопутствующих затратах. «Турецким потоком» Россия планировала окупить инвестиции в нереализованный из-за претензий Еврокомиссии «Южный поток». Только прокладка «Южного коридора» — сети газопроводов на территории России, по которым газ должен был поступать к сначала «Южному», а потом уже «Турецкому потоку», — потребовала 500 млрд руб.
Кроме того, необходимо учитывать расходы на трубы, которые были закуплены еще для ЮП, а теперь хранятся на складах в Болгарии, аренда которых тоже требует денег. Есть и затраты по контракту с итальянской Saipem, которую наняли для прокладки опять-таки «Южного потока», но впоследствии перевели на ТП.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что ситуация крайне непростая для обеих сторон конфликта.
«Для России инвестиции в «Южный коридор» будут оправданы только в случае запуска не менее двух ниток «Турецкого потока», — говорит эксперт.
Изначально предполагалась прокладка четырех ниток общей мощностью в 63 млрд кубометров: по одной газ должен был идти в Турцию, по остальным — дальше в Европу. Но Турции необходима хотя бы одна нитка — сейчас турки получают через Украину порядка 14 млрд кубометров, но с 2020 года Россия намерена украинский транзит прекратить, именно для замещения поставок в Турцию выделялась четверть мощностей ТП.
«Сейчас все будет зависеть от позиции Европы, которая недавно внесла в список приоритетных проектов несколько газопроводов, которые должны стать продолжением «Турецкого потока», — говорит Симонов. — Евросоюз, которому тоже нужен газ, в связи с этим может начать оказывать давление как на Турцию, так и на Россию».
В такой ситуации Симонов не исключает, что может быть возрожден «Южный поток» (труба также должна была пройти через Черное море, но на сушу выходила не в Турции, а в Болгарии). И здесь тоже важна позиция ЕС. Второй вариант — паритетное участие Турции в финансировании морской части «Турецкого потока» (сейчас это полностью на «Газпроме»). «Это был бы такой своеобразный шаг к примирению, кроме прочего гарантирующий, что проект не будет сорван из-за разногласий», — поясняет глава ФНЭБ.
Бизнес виноват по месту рождения
Свою цену за гласные и негласные запреты в отношении поставок турецкой продукции, прекращение туризма придется заплатить бизнесу, говорит член генсовета «Деловой России» Анатолий Лейрих. «Будет момент, неприятный для российских предпринимателей, которые непосредственно работают с Турцией по направлению туристического и торгового партнерства», — отметил он «Газете.Ru». Введение санкций или квазисанкций в отношении Турции он считает неизбежным.
«Безусловно, правительство должно ввести какие-то меры, потому что то, что произошло, не укладывается ни в какие рамки: президент Турции лжет, что они не знали, чей это самолет, когда все полеты контролируются во всех странах. Когда нарушается конвенция об экстерриториальности воздушных судов – я не знаю», — возмущается он.
Российский бизнес при этом неизбежно пострадает: «любые санкции отрицательно сказываются», но турецкие предприниматели пострадают больше, считает представитель бизнеса.
«Для бизнеса лучше всего нормальные отношения и свободные границы. Конечно, для тех компаний, которые занимались импортом, будет тяжело», — отметил бизнес-омбудсмен Борис Титов. Закрытие туризма, по его мнению, больше скажется на турецкой стороне. «Что касается поставок сырья, естественно, я не думаю, что мы остановим «Голубой поток». Надеюсь, что до этого точно не дойдет. Авиакомпании, конечно, потеряют пассажиропоток, но его можно куда-нибудь переориентировать: на Тунис, например, или в Грецию», — отметил он.
Власти России намерены возместить российскому бизнесу ущерб от специальных экономических мер, которые могут быть введены в отношении Турции, заявил сегодня глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
«Мы сейчас внимательно анализируем всю совокупность этих мер — конечно, возникают определенные риски для туристической отрасли, для авиаперевозчиков, для компаний, которые работают в области экспортно-импортной деятельности», — отметил он.
На основе этого анализа будут разработаны предложения о мерах поддержки бизнеса, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на Улюкаева.
Что имеет в виду министр, непонятно, говорит Лейрих.
«Например, туристический бизнес: они собрали с людей денег, теперь они должны заплатить — это прямой убыток. Как правительство может помочь? Вернуть деньги обратно? Какими рычагами – внесудебными? Я сомневаюсь», — говорит он. Если у людей есть недвижимость в Турции, и она подвергнется какому-то захвату, правительство России, по его словам, также вряд ли сможет оказать поддержку. На материальную помощь средств у властей просто нет, полагает эксперт. «Сегодня правительство заложило в бюджет сборы с грузовиков, потому что в бюджете не хватает денег. А возместить утраченные деньги можно только деньгами», — замечает он.
Первый инцидент с турецкими бизнесменами уже произошел сегодня в Краснодаре, где за нарушение миграционного законодательства задержаны 39 граждан Турции.
Все они участвовали в агропромышленной выставке и представляли продукцию турецких компаний. Но прибыли в Россию в качестве туристов, не оформляя деловые визы, передала региональная телекомпания ТРК «Кубань». По словам гостей из Турции, они не знали, что нарушают закон. Нарушителям придется заплатить штраф от двух до пяти тысяч рублей. Кроме того, они будут выдворены из страны.