600 тысяч пассажиров ждут решения по «Трансаэро»

Судьба «Трансаэро» решается на проходящем у Дмитрия Медведева совещании

Елена Платонова, Карина Романова
Сергей Пивоваров/РИА «Новости»
Судьба «Трансаэро» решится в ближайшие часы. В случае решения о банкротстве авиакомпании с проблемой вернуться обратно могут столкнуться 87 тыс. человек. Всего от остановки деятельности «Трансаэро» могут пострадать 620 тыс. человек до конца года.

Судьба авиакомпании «Трансаэро», оказавшейся на грани банкротства, решается на проходящем в четверг совещании у премьер-министра России Дмитрия Медведева. Заседание началось в 14.00 мск. За несколько часов до его начала Герман Греф, глава Сбербанка — одного из основных банков — кредиторов авиаперевозчика, заявил, что «скорее всего, компанию уже не спасти», отвечая на вопрос о дальнейшей судьбе «Трансаэро», передало РИА «Новости».

Как сообщили в среду «Газете.Ru» источники, знакомые с ходом переговоров, и подтвердил федеральный чиновник, банкротство является наиболее вероятным развитием ситуации.

Переговоры правительства, банков-кредиторов и «Аэрофлота», которые продолжались весь сентябрь, зашли в тупик. «Аэрофлот», которому в начале сентября было решено передать управление и 75% + одна акция «Трансаэро» за символический 1 рубль, не хочет брать на себя долговую нагрузку проблемного авиаперевозчика даже при условии выделения госпомощи в размере 70–80 млрд руб. К тому же до конца сентября «Трансаэро» не смогло собрать необходимое количество акций в одном юрлице для передачи «Аэрофлоту».

Общий объем долгов «Трансаэро» оценивается в 250 млрд руб., из которых 150 млрд — обязательства по лизингу, 20 млрд — задолженность перед аэропортами и топливозаправочными комплексами. Задолженность авиакомпании перед банками составляет около 80 млрд руб., крупнейшим кредитором выступает Сбербанк, а также ВТБ и Внешэкономбанк (ВЭБ).

Накануне руководство «Трансаэро» разослало туроператорам, купившим блоки мест на рейсах авиакомпании для формирования туристических пакетов, сообщение, согласно которому выписка авиабилетов, которая производится через систему Gabriel, ограничивается только одними сутками. «С 30.09.15 выписка авиабилетов будет доступна только за сутки до вылета рейса», — говорилось в сообщении.

Некоторые туроператоры рассматривают варианты экстренной замены рейсов «Трансаэро» на чартеры других авиакомпаний.

Но пока никакой определенности нет — все ждут решения, которое будет принято на совещании, сообщил «Газете.Ru» анонимный источник в одном из туроператоров, работающих с «Трансаэро».

Что будет с авиапассажирами

Главный вопрос, который будет решаться, — каким образом выполнить обязательства перед пассажирами, купившими билеты на рейсы «Трансаэро». «Надо спасать людей, а не компании», — заявил накануне первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Не исключается ни санация, ни банкротство «Трансаэро», но в любом случае главной приоритетной задачей остается выполнение обязательств перед пассажирами и недопущение резких масштабных сокращений сотрудников «Трансаэро» (соответствующее распоряжение дано министру труда и социальной защиты Максиму Топилину)», — отметил Шувалов.

Всего на данный момент 87 тыс. человек находятся с обратными билетами на рейсы «Трансаэро» в России и за рубежом, сообщил «Газете.Ru» вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.

«В октябре у «Трансаэро» 470 тыс. пассажиров, из которых 205 тыс. — туристы, купившие турпутевки с перелетом этой авиакомпанией. На период по декабрь текущего года — свыше 620 тыс. пассажиров, — рассказал Горин. — Поэтому в данной ситуации, если начнутся проблемы с заправкой самолетов, необходимо принимать решения о судьбе пассажиров».

Один из вариантов, рассматривавшийся на совещании Росавиации с представителями авиакомпаний «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Сибирь», «Ямал», — это подключение к перевозке пассажиров бортами других авиаперевозчиков, рассказал Горин.

То, что к вопросу перевозки пассажиров «Трансаэро» подключилась в том числе авиакомпания «Сибирь», подтвердил глава Минтранса Максим Соколов, передает ТАСС.

Кто за это заплатит

Одним из главных вопросов, которые будут обсуждаться на совещании, — это каким образом авиаперевозка будет оплачена. Пока неясно, кто и за чей счет будет выполнять полетные обязательства «Трансаэро» в случае банкротства авиакомпании.

«Мы считаем, что так как все билеты проплачены вперед, то вся полетная программа должна состояться, — заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова. —

Туроператоры на 100% выполнили все свои обязательства по договорам, даже с переизбытком. Авиакомпания прокредитована ими до конца года, обязательства перед туристами должны быть выполнены».

Точно известно только то, что для перевозки туристов не будут задействованы средства ассоциации «Турпомощь», вывозящей из-за рубежа клиентов обанкротившихся туроператоров. По словам вице-президента АТОР Дмитрия Горина, такой вариант предлагался, но был отвергнут туристической отраслью: «Туроператоры являются важными кредиторами авиакомпании, на выходные часть билетов уже выписана, а значит, по договору перевозки между туроператорами и авиакомпанией ответственность уже лежит на перевозчике и его акционерах», — заявил Горин. «По оформленным билетам пассажиры должны быть перевезены, неважно, какой авиакомпанией, — главное, что должны быть перевезены», — подчеркнул он.

Самолеты уже задерживаются

Тем временем у пассажиров «Трансаэро» уже начались проблемы. Так, накануне самолет из Лиссабона в Москву был задержан из-за долгов перевозчика за обслуживание в аэропорту. Рейс вылетел с задержкой почти шести часов.

В четверг многие рейсы авиакомпании следуют с задержкой в среднем один час, свидетельствуют данные онлайн-табло аэропортов.

В том числе три рейса «Трансаэро» не смогли вовремя вылететь из турецкой Антальи в Москву, Омск и Екатеринбург по причине задолженности перед аэропортом. Один из рейсов, по маршруту Москва — Ханья — Москва, в выходные перенесен из Домодедово во Внуково: авиакомпания планировала к 25 октября перевести во Внуково все свои рейсы. Перед этим аэропортом у авиакомпании также есть задолженность, ее сумма не разглашается. По заявлениям председателя совета директоров Внуково Виталия Ванцева (он также является миноритарным акционером «Трансаэро»), долг авиакомпании перед аэропортом может быть реструктуризирован.

Росавиация уже постановила приостановить продажу авиабилетов «Трансаэро», начиная с 1 октября. «Компания не может выполнить свои обязательства в полном объеме. Считаем, что невозможно осуществлять продажи билетов», - заявил глава Минтранса Максим Соколов в ходе брифинга. По заявлениям руководителя ведомства, обязательства перед клиентами авиакомпании, которые уже приобрели авиабилеты, а их около 650 тыс. человек, будут выполнены.

Координационная роль будет выполнена «Аэрофлотом», а также его «дочками» - «Оренбургскими авиалиниями», «Донавиа», «Россией». В перевозке авиапассажиров «Трансаэро» помогут также «Сибирь», «Ютэйр» и «Таймыр». Вопрос о самолетах, находящихся в лизинге у «Трансаэро», будет решен с лизинговыми компаниями, уточнил Соколов.

«Аэрофлот гарантирует выполнение обязательств перед пассажирами «Трансаэро»: пассажирам будет обеспечена перевозка или возврат денежных средств в случае, если перевозка будет отменена», - сообщил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.

«Аэрофлот» разработает «комплекс мероприятий по организации или обеспечению компанией «Трансаэро» своих обязательств перед пассажирами, а также минимизации возможных негативных социальных последствий в трудовом коллективе», говорится в официальном сообщении перевозчика. На эти цели будут потрачены собственные средства «Аэрофлота» «в рамках установленных лимитов».