Падение цен на нефть начало сказываться на американском добывающем секторе. Скорость закрытия нефтедобывающих буровых установок в США рекордная – за шесть недель свернуты 209 установок, сообщает компания Baker Hughes Inc. Это самые высокие темпы за всю историю наблюдений, ведущихся с 1987 года.
Только за последнюю неделю количество установок сократилось на 55, составив к середине января 1366. Из них 48 – установки горизонтального бурения, предназначенные для работы с трудноизвлекаемыми запасами.
Больше всего закрытых установок пришлось на одно из трех крупнейших сланцевых месторождений – Пермский бассейн (Техас), где за неделю «встали» 15 вышек (работают 487). Еще одно месторождение «большой тройки» — Игл-Форд (Техас) сократило количество установок на 12, до 185. И третий гигант – формация Баккен (Северная Дакота) потеряла 6 вышек, оставив 165. В Северной Дакоте, которую называют американской Саудовской Аравией, на сланцевой нефти специализируется компания Continental Resources. Она сообщила, что сократит количество платформ с 50, остававшихся на конец 2014 года, до 31. Компания вынуждена снизить расходы на 41% — с $4,6 млрд до $2,7 млрд, отмечает аналитик Moody's Analytics Крис Лафакис.
Цена на нефть упала за последние полгода более чем вдвое (со $110 за баррель до $50), сделав добычу на многих месторождениях США просто нерентабельной.
Компании реагируют не только остановкой вышек. Крупнейшая в мире нефтесервисная компания, американская Schlumberger, объявила, что планирует сократить 9 тыс. сотрудников (порядка 7% штата) из-за падения цен на нефть.
Ряд экспертов видят в этом победу Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК, на которую приходится 40% мировой добычи) в борьбе с американской сланцевой нефтью. В ноябре картель не стал снижать квоты на добычу нефти, подтолкнув котировки к снижению в район $50 за баррель. «Стратегия ОПЕК работает, и к середине года, когда рост добычи на сланцевых месторождениях США полностью остановится, это станет очевидным», — цитирует Bloomberg президента консалтинговой компании WTRG Economics Джеймса Уилльямса.
«Мы видим, что падение цен на нефть начало ту ребалансировку (мирового нефтяного рынка. – «Газета.Ru»), которую жаждет ОПЕК», — отмечают в обзоре аналитики HSBC.
По мнению ряда экспертов и участников рынка, цены на нефть продолжат снижение. Ведь закрытие вышек пока не сказалось на объеме добычи США. За неделю с 2 по 9 января добыча выросла еще на 60 тыс. баррелей в сутки, составив 9,19 млн баррелей в сутки, сообщает Энергетическое информационное агентство (EIA) США. ОПЕК прогнозирует, что в 2015 году добыча нефти в США вырастет по сравнению с 2014 годом на 950 тыс. баррелей в сутки, общая добыча составит, согласно прогнозу, 13,81 млн баррелей в сутки.
«Может упасть и до 25 долларов», — сказал, например, глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов.
Впрочем, он пояснил, что это будет краткосрочное снижение на фоне заявлений, которые в последнее время делают представители стран ОПЕК, в том числе Саудовской Аравии. Дело в том, что министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али Аль-Наими заявил, что даже цена $20 за баррель не заставит их передумать. По утверждению британской Times, трейдеры готовятся к падению цен на нефть до $20 за баррель: общий объем контрактов на американскую нефть WTI (поставка в июне 2015 года) по цене $20 за баррель на бирже Nymex с начала года с отметки, близкой к нулю, вырос до 13 млн баррелей.
Однако, как признают эксперты, стратегия шейхов Залива не до конца ясна. «Рынок, конечно, сбалансируется. Вопрос, что будет происходить дальше, — заявил на Гайдаровском форуме в РАНХиГС вице-президент по внешним связям российского подразделения British Petroleum Russia Владимир Дребенцов.
— Ситуация со сланцевой нефтью не позволяет этих игр, выдавливания с рынка за счет низких цен».
Он пояснил, что даже бурение новой сланцевой скважины в США занимает три-четыре недели. «Если цена нефти упадет ниже операционных издержек, нефтяные компании перестанут бурить», — рассуждает Дребенцов. В этом случае на рынке может образоваться небольшая нехватка нефти и цены начнут расти.
«Как только цены начинают расти, сланцевая нефть США возвращается на рынок в течение одного месяца, — предупреждает Дребенцов.
– Поэтому никакой стабилизации рынка действия ОПЕК не обещают. Единственное, на что ОПЕК, может быть, надеется, это что на более долгий период сократится добыча в других странах».
По прогнозам экспертов японской брокерской компании Nomura Securities, в первом квартале 2015 года цена барреля будет держаться в районе $45, во втором квартале вырастет до $55, и лишь к концу года надолго стабилизируется на уровне $80. Учитывая, что у стран Ближнего Востока самая низкая себестоимость добычи в мире (у Саудовской Аравии, например, она составляет $4-5 за баррель) они могут себе позволить держать цены низкими. В то время как половина мировых проектов перестанет быть привлекательными уже при цене ниже $50 за баррель.
Кстати, глава российского Сбербанка Герман Греф в ходе прошедшего на прошлой неделе Гайдаровского форума говорил, что в России себестоимость добычи составляет $45 за баррель.
«Чем глубже упадет цена на нефть, тем быстрее она отскочит. Держать такую добычу нефти при цене $25-35 за баррель долго невозможно», — заявил Греф.
Есть и еще одна версия причин, заставляющих Саудовскую Аравию (именно эта страна в ноябре пролоббировала решение ОПЕК о сохранении уровня добычи нефти, после чего произошел основной обвал котировок) удерживать низкие цены. Как пишет в своем блоге бывший топ-менеджер компании ТНК-ВР (на сегодняшний день компании не существует, 100% ее приобрела «Роснефть») Михаил Слободин, Саудовская Аравия действует с дальним прицелом. В длительной перспективе снижение цен на нефть сейчас окажется выгодным для всех мировых нефтепроизводителей.
«Сняв текущую боль в виде падения цен, производители неизбежно получат еще большую боль в будущем, — предупреждает Слободин. — Потому что сложившийся высокий уровень цен на нефть с 2011 и вплоть до первой половины 2014 года создает слишком большие стимулы для сокращения потребления и роста альтернативных производителей нефти и источников этого сырья».
При этом говорить о том, что саудиты действуют против России (такую версию также высказывал рынок и о ней говорили российские власти), по словам Слободина, все же нельзя. «Профессионалы в Саудовской Аравии хорошо понимают что себестоимость добычи в России на уже разработанных месторождениях невысока», — пишет бывший топ-менеджер ТНК-ВР. И даже если цена барреля будет $40, добычу России снижать невыгодно — при условии, что российское правительство буде. разумно корректировать налоговую политику, максимизируя свои долгосрочные нефтяные доходы.
«Максимум что они убирают с российского рынка - это маргинальная и самая неэффективная часть текущей добычи и будущие новые проекты, которые придется заморозить», — отмечает Слободин.
Аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев говорит, что нынешняя ситуация в первую очередь бьет по сланцевым проектам Америки, что мы уже наблюдаем, проектам по добыче из нефтеносных песков в Канаде и шельфовым проектам по всему миру. Причем Россия здесь пострадает в меньшей степени - -уже действующие шельфовые проекты в нашей стране имеют льготы по экспортной пошлине и налогу на добычу, а получение первой нефти с новых проектов запланировано на 2020-2025 годы.
«Но чтобы наверняка «убить» американские сланцевые проекты, цена нефти должна оставаться не выше нынешнего уровня еще по меньшей мере полгода, — говорит Пигарев. — Добыча из сланца достаточно гибка, ее можно быстро сократить и быстро же нарастить. Но при низких ценах небольшие компании, которых большинство, просто начнут банкротиться, так как они все перекредитованы».
Пигарев отметил, что уже сейчас биржевая стоимость небольших «сланцевых» компаний США упала даже не в разы, а в десятки раз и теперь могут начаться слияния и поглощения.