Российские банки, предлагающие более высокие ставки по вкладам населения, заплатят больше других в ФСВ (находится при Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), которое гарантирует выплату 700 тыс. руб. вкладчикам-физлицам и ИП в случае отзыва лицензий у банков). Соответствующие поправки в законодательство были одобрены комитетом Госдумы по финрынку в понедельник. Как сообщил «Газете.Ru» замглавы комитета Госдумы Анатолий Аксаков, эти поправки будут рассмотрены в первом чтении в пакете поправок в закон «О банкротстве».
Заместитель председателя ЦБ Михаил Сухов сообщил СМИ, что законодательная база для введения дифференцированных взносов будет подготовлена уже к 1 июля 2015 года. «С 1 июля вступят, как мы надеемся, сами платежи банков, а до 1 июля мы издадим нормативную базу по части расчета базовой стоимости доходности, как ее считать, и так далее», — сообщил он. Решение об уровне повышенных дополнительных ставок будет принимать совет директоров Агентства по страхованию вкладов (АСВ).
Согласно поправкам, к банкам могут применяться три вида ставок страховых взносов: базовая ставка, дополнительная и повышенная дополнительная.
Базовая ставка будет единой для всех банков, дополнительная может быть установлена в размере, не превышающем 50% размера базовой ставки, а повышенная дополнительная ставка не может превышать 500% базовой ставки.
На первом этапе отчисления банков в фонд страхования вкладов (ФСВ) будут зависеть от уровня процентных ставок по депозитам вкладчиков-физлиц. Однако с 1 января 2016 года дополнительная повышенная ставка отчислений будет применяться к кредитным организациям, не соответствующим требованиям финансовой устойчивости. Впрочем, критерии для определения банков, которые будут платить такую дополнительную ставку, пока не определены.
В настоящее время все банки осуществляют все взносы в ФСВ по единой ставке 0,1% от размера среднеквартальных остатков по депозитам физических лиц.
В целом вопрос введения увеличенных отчислений в ФСВ для банков, которые с точки зрения управления рисками отличаются от других, обсуждается уже давно, указывает партнер ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов и запрещена в России) Алексей Терехов. «Такие предложения поступали в том числе и от АСВ, но предполагалось, что рынок был слишком незрелым, молодым, как и взаимоотношения между системой страхования вкладов и банковской системой. Предложенные меры — своевременны, на мой взгляд, даже было бы полезнее для банковской системы ввести эту систему гораздо раньше. Проблема заключалась в организации АСВ и ЦБ, в недостаточной проработке механизмов и процедур для классификации банков на более рискованные и менее рискованные», — говорит Терехов.
Конкретные предложения властей по вопросу о введении повышенных взносов банков в фонд впервые обсуждались на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова в середине октября 2012 года. С критикой этого предложения выступили госбанки, которые были против уравнительной системы. В частности, глава Сбербанка Герман Греф настаивал на повышении взносов в ФСВ для игроков с рискованной политикой до 0,3% в квартал. Он также неоднократно называл однородные взносы в ФСВ «специальным налогом на добросовестные банки».
Пока что у банкиров вызывает вопросы методика обработки рыночной информации по ставкам: по ней будет выявляться «рыночная» ставка, которая станет базой для расчетов
В настоящее время ЦБ проводит мониторинг банковских ставок.
На текущий момент ставка банка считается завышенной, если ее размер превышает на более чем 2 процентных пункта среднюю максимальную ставку 10 крупнейших банков по объёму депозитов физлиц.
«Если будет жесткое отслеживание, то вопрос — за какой период. Если банк первым поднял ставку на 2% — он должен с этой даты платить взнос? А когда через месяц ставки поднимут все — тогда он продолжает платить или нет? Если технические моменты будут проработаны, идея сама по себе неплохая», — говорит председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин.
«В условиях недостаточной реакции общественных организаций на слабость банковской системы и отсутствия должного саморегулирования расчет по первым десяти банкам будет очень хорошим инструментом монопольного регулирования рынком. Банки и отраслевые СРО должны отстаивать право хороших банков повышать ставки, а не делать это с оглядкой на госбанки», — указывает Терехов.
На прошлой неделе глава АСВ Юрий Исаев сообщил о том, что АСВ не планирует привлекать средства ЦБ в форме кредита для пополнения фонда страхования вкладов. «У нас есть абсолютная уверенность в том, что фонд страхования вкладов не иссякнет при любом развитии событий на рынке. При супернегативном варианте мы имеем возможность обратиться за поддержкой Банка России, у нас также есть возможность выходить за бюджетными заимствованиями, но мы в принципе не планируем этого делать. Фонд пополнится в следующем году, поступления будут больше 90 млрд руб.», — сказал Исаев. На данный момент у госкорпорации нет нужды «идти за деньгами к Банку России», подчеркнул он. Эксперты рынка восприняли это заявление как сигнал о том, что чистка банковского сектора подходит к завершению.