Крупнейший производитель лосося Marine Harvest, занимающий четверть мирового рынка, опубликовал отчет за третий квартал текущего года. В нем норвежская компания отразила как собственные финансовые показатели, так и влияние российских санкций на глобальный рынок лососевых.
По данным компании, общий объем добычи лососевых пород в третьем квартале текущего года составил 510,6 тыс. тонн, что на 11,8% больше, чем в прошлом году. Наибольший рост показала добыча компаний из Чили (+28,4%) и с Фарерских островов (+20,8%). Такое увеличение объемов чилийского улова Marine Harvest объясняет повышением «производительности», то есть выживаемости мальков лосося за счет использования новых препаратов.
Более чем 20-процентный рост добычи лососевых на Фарерских островах частично вызван спросом со стороны России, говорится в обзоре компании. Возросшие объемы добычи Фарерских островов и Чили, не попавших под санкции, стали востребованы на российском рынке.
Расположенные в этих странах предприятия компании также продемонстрировали резкий рост производства в третьем квартале текущего года. Добыча на Marine Harvest в Чили выросла почти в три раза, до 16,7 тыс. тонн. На фарерском предприятии — почти в десять раз: 3,1 тыс. тонн лосося по сравнению с 328 тоннами, из них в Россию было доставлено 43% от объема, говорится в докладе.
Сильный рост предложения, вызванный российским эмбарго, оказал в третьем квартале давление на цены. Санкции же оказали дальнейший негативный эффект на рынок лососевых. В Европе цены на лососевые упали на 12%, в Майами и Сиэтле на 4 и 19% соответственно.
Все это сказалось на финансовых показателях компании.
Хотя в третьем квартале операционная выручка Marine Harvest увеличилась на 1,9 млрд норвежских крон, чистая прибыль сократилась на 46%, даже несмотря на увеличение вылова рыбы. Виной этому — рост издержек и падение цен из-за российского эмбарго.
Снижение цен, вызванное ответными санкциями России, подогрело спрос на лосось в странах Европы: по сравнению с третьим кварталом прошлого года потребление увеличилось на 12,4%. В России в этот же период, несмотря на санкции, потребление лососевых упало всего на 0,9%.
Впрочем, продовольственное эмбарго негативно отразилось не только на норвежских поставщиках лосося, которые были вынуждены серьезно пересматривать свою логистику и искать новые рынки сбыта, но также и на рядовых россиянах.
По данным Министерства сельского хозяйства, на рыбу и морепродукты из «запрещенных» США, Канады, Австралии, стран ЕС и Норвегии приходилось более половины всего импорта морепродуктов в Россию. Сейчас Россельхознадзор и Минсельхоз работают над тем, чтобы заместить эти объемы поставками из стран Африки и Латинской Америки. Однако, как признаются производители и поставщики рыбной продукции, увеличивающееся транспортное плечо напрямую отразилось на ценниках в российских магазинах, которые с начала продовольственного эмбарго уверенно ползут вверх.
Так, согласно последним данным Росстата, недельная инфляция в России с 14 по 20 октября ускорилась до 0,3 с 0,2%, которые наблюдались в течение четырех предыдущих недель. С начала года потребительские цены выросли на 7%. Годовая инфляция в России превысила ключевую ставку ЦБ и достигла 8,3%, сообщила в среду первый зампред Центробанка Ксения Юдаева.
Впрочем, несмотря на заверения многих ведомств и чиновников, надеявшихся, что продовольственное эмбарго поддержит отечественных производителей, серьезное улучшение ситуации вряд ли станет итогом ответных санкций, отмечают эксперты. Один год, который будет действовать запрет, — слишком малый срок для того, чтобы российские предприятия стали инвестировать в производство и смогли существенно увеличить производство.
«Сколько ни раздай из бюджета, толку не будет, если государство не даст четких ориентиров, сколько времени будут длиться санкции, — говорит «Газете.Ru» гендиректор «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. — Эмбарго может продлиться несколько лет, а может быть отменено досрочно, и тогда импорт из Европы вернется».